Астрономическая неделя с 20 по 26 июня 2011 года Астрономическая неделя с 20 по 26 июня 2011 года
17.06.2011 16:50 | Александр Козловский

На данной неделе наступит летнее солнцестояние. 21 июня в 21 час 15 минут по московскому летнему времени Солнце, двигаясь по эклиптике, достигнет ее наибольшего склонения и наступит астрономическое лето. На широте Москвы Солнце поднимается над горизонтом на высоту более 57 градусов. Долгота дня на широте Москвы достигает 17 часов 36 минут, а астрономические сумерки не кончаются вообще. Такое расположение Земли и Солнца позволяет жителям средней и северной полосы России обходиться без искусственного освещения, практически, круглые сутки. Но этот факт не благоприятствует ночным наблюдениям, когда астрономические сумерки не кончаются и фон неба остается светлым даже при наибольшем погружении Солнца под горизонт. Тем не менее, это самый благоприятный период для наблюдений серебристых облаков, которые и видны на фоне сумеречного сегмента. Во время летнего солнцестояния Солнце выше широты 66,5 градусов вообще не заходит за горизонт, и день длится круглые сутки. На Северном полюсе Земли Солнце движется по небесной сфере на одной и той же высоте круглые сутки. Из планет Солнечной системы, кроме Меркурия и Сатурна, все находятся на утреннем и ночном небе. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Козерога, Водолея, Рыб и Овна, обладая утренней видимостью. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Козерога. После длительного перерыва ночное светило вновь начнет сближаться с планетами и первым на пути Луны (Ф= 0,72) будет Нептун. Луна пройдет севернее планеты после полуночи 21 июня (в день летнего солнцестояния), находясь в созвездии Водолея. Границы созвездия Рыб лунный овал достигнет около полуночи 22 июня, уменьшив фазу до 0,65. После полудня 23 июня Луна вступит в фазу последней четверти, а вечером того же дня южнее лунного полудиска (Ф= 0,46) окажется Уран. В полночь 26 июня тающий серп при фазе 0,28 достигнет созвездия Овна, которое пересечет за 2 дня, пройдя севернее Юпитера утром 26 июня при фазе 0,24. Из комет Garradd (C/2009 P1) имеет блеск около 10m, перемещаясь по созвездию Рыб и Водолея. Сведения по другим кометам недели, доступным любительским инструментам, можно просмотреть на сайте Сейичи Йошида. Среди астероидов первенство по яркости принадлежит Весте (6,5m), которую можно наблюдать в утренние часы в созвездии Козерога. Из относительно ярких (до 9,0m фот.) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: W CET (7,6m) 20 июня, R LYN (7,9m) 23 июня, RT AQL (8,4m) 23 июня, R CET (8,1m) 26 июня, RU HYA (8,4m) 26 июня. Дополнительные сведения - в обновленном Астрономическом календаре на 2011 год. В книге Стаса Короткого Открытие за неделю описана методика открытий астероидов и переменных звезд. Ясного неба и успешных наблюдений!

Памятные даты недели:

20 июня 1905 г. родился советский астроном Сергей Константинович Всехсвятский. Работал ученый в Астрофизическом институте (в 1931 г. вошедшем в состав вновь созданного Государственного астрономического института им П. К. Штернберга), в Пулковской обсерватории и в Киевском университете. Основные научные работы Всехсвятского относяться к физике комет, Солнца и солнечной активности, к проблемам космогонии. Ученый внес вклад в разработку механической теории комет, доказал быстрое распадение периодических комет. В 1932 г. на новой основе развил гипотезу французского астронома Ж. Л. Лагранжа (1736-1813) о выбросах комет с поверхности планет и их спутников. В своем фундаментальном труде "Физические характеристики комет" он изложил историю наблюдений и исследований комет с древнейших времен до 1971 г., указал их орбиты, привел сводки наблюдений и первый в мире каталог абсолютных величин комет. В 1960 г. ученый высказал предположение о существовании кольца вокруг Юпитера, которое было обнаружено американским космическим аппаратом "Вояджер-1" в марте 1979 г. По результатам наблюдений солнечной короны во время затмений он установил существование протяженных корональных потоков, впоследствии названных "солнечным ветром", вызывающих магнитные бури и возмущения в ионосфере Земли. В 1955 г. ученый совместно со своими учениками разработал динамическую теорию солнечной короны. Отстаивал мнение о влиянии планет на развитие солнечной активности. Умер Всехсвятский 6 октября 1984 г.

21 июня 1863 г. родился известный немецкий астроном М. Вольф (скончался 3 октября 1932 г.), предложивший в 1891 г. фотографический способ открытия и изучения движений малых планет (астероидов).

23 июня 1855 г. родилась Лидия Петровна Цераская - российский астроном. В 1898 г. она совместно с мужем В. К. Цераским (1849-1925) приступила к работе по отысканию новых переменных звезд на фотопластинках, собранных в Московской обсерватории. С этого времени ее имя тесно связано с историей Московской обсерватории, которая в последствии вошла в состав государственного астрономического института им. П. К. Штернберга. Она открыла 219 переменных звезд, отдав этому делу четверть века самоотверженного кропотливого труда. Умерла Цераская 22 декабря 1931 г.

25 июня 1905 г. родился американский астроном Руперт Вильдт. Работал ученый в обсерватории Маунт-Вилсон, в Институте перспективных исследований в Принстоне, и на протяжении почти трех десятилетий в Йельском университете. Основные научные работы Вильдта относяться к физике атмосфер планет и звезд, а также к теории внутреннего строения планет. В 1931 г. он отождествил полосы поглощения Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна с молекулами аммиака и метана, показав тем самым, что эти газы являются одними из основных составляющих атмосфер планет-гигантов. Предложил модели внутреннего строения больших планет, согласно которым они состоят преимущественно из водорода. В 1938 г. первым высказал мысль о том, что отрицательный ион водорода, существование которого было предсказано на основании квантово-механических расчетов, является основным источником непрерывного поглощения в атмосферах Солнца и звезд промежуточных спектральных классов. Это открытие сыграло большую роль в дальнейшей разработке теории атмосфер звезд. Умер Вильдт 9 января 1976 г.

26 июня 1868 г. родился американский астроном Джордж Элери Хейл. Работал ученый сначала в своей собственной небольшой Кенвудской обсерватории, позднее в течение десяти лет со времени ее создания возглавлял Йоркскую обсерваторию, а затем два десятилетия был первым директором обсерватории Маунт-Вилсон. Научные работы относяться к физике Солнца. Хейл изобрел спектрогелиограф - прибор позволяющий фотографировать хромосферу Солнца вне затмений, и получил с его помощью первые снимки протуберанцев. Ученый надежно установил, что пятна холоднее остальной поверхности Солнца. Он доказал существование магнитного поля в солнечных пятнах, открыв таким образом магнитное поле вне Земли. Ученый обнаружил перемену полярности пятен в каждом последующем цикле солнечной активности. Велика роль Хейла в развитии астрономии в США. Благодаря его усилиям в Йоркской обсерватории был построен крупнейший в мире телескоп-рефрактор с объективом диаметром 102 см, была создана обсерватория Маунт-Вилсон и оснащена крупнейшими для своего времени телескопами (телескоп-рефлектор с зеркалом диаметром 254 см). Умер Хейл 21 февраля 1938 г.

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 57 градусов (на середину недели). В таблице приводятся моменты начала и конца гражданских (Грж.) и навигационных (Нав.) сумерек, а так же восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы.

дата Нав. Грж.  Восход Заход  Грж.  Ночь  Дол.дня
20   -   03:27  04:44 22:17  23:34   -    17:32
21   -   03:28  04:44 22:17  23:34   -    17:32
22   -   03:28  04:45 22:17  23:34   -    17:32
23   -   03:28  04:45 22:17  23:34   -    17:32
24   -   03:28  04:45 22:18  23:34   -    17:32
25   -   03:29  04:46 22:18  23:34   -    17:31
26   -   03:30  04:46 22:17  23:34   -    17:31

Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время всегда имеются на AstroAlert. Видимый диаметр Солнца составляет 31'28" (на середину недели). Дневное светило движется по созвездию Близнецов.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 23 июня. Фаза on-line - на сайте Наедине с космосом В таблице ниже указаны моменты восхода, верхней кульминации, захода, высота верхней кульминации, фаза, радиус и экваториальные координаты Луны на момент верхней кульминации для Москвы. Лд - либрация Луны по долготе, Лш - либрация Луны по широте, Дт - долгота утреннего терминатора (либрации - на 00:00 для Москвы).

дата Восх  ВК   Заход ВКг. фаза  радиус   координаты (ВК)    Лд    Лш      Дт
 20 00:03 05:00 10:10 +23o 0,81  15'10"   21:22,6  -11o36'  5,1    -4,5   135,1
 21 00:17 05:44 11:24 +28o 0,73  15'00"   22:10,4  -06o49'  4,4    -5,3   147,3
 22 00:30 06:26 12:36 +33o 0,63  14'53"   22:56,3  -01o54'  3,4    -5,8   159,4
 23 00:42 07:07 13:47 +38o 0,54  14'48"   23:41,4  +03o01'  2,2    -5,9   171,6
 24 00:55 07:49 14:58 +42o 0,44  14'47"   00:26,7  +07o44'  0,9    -5,8   183,7
 25 01:09 08:31 16:10 +47o 0,34  14'48"   01:13,1  +12o08'  -0,5   -5,3   195,9
 26 01:26 09:15 17:22 +50o 0,25  14'52"   02:01,5  +16o03'  -1,7   -4,6   208,1

На этой неделе Луна 21 июня при фазе 0,72 сблизится с Нептуном, 23 июня при фазе 0,45 - с Ураном, 26 июня при фазе 0,24 - с Юпитером.

Интернет-журнал RealSky (автор Роман Бакай) предлагает любителям астрономии цикл эксклюзивных статей о Луне.

Меркурий. Планета имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Близнецов. Меркурий наблюдается на вечернем небе, отдаляясь от центрального светила на 17 градусов к концу недели. Видимый диаметр составляет 6 секунд дуги (фаза - около 0,85), а блеск слабеет до -1m. Расстояние от Земли уменьшается до 1,21 а.е.. Космический корабль Мессенджер ведет исследования на орбите вокруг планеты. Статья о Меркурии имеется в журнале Небосвод 1 за 2009 год.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Венера находится на утреннем небе, а угловое расстояние к западу от Солнца составляет менее 15 градусов. Продолжительность видимости планеты на фоне сумерек составляет около получаса, а блеск придерживается значения -3,7m. Видимый диаметр планеты составляет 10 угловых секунд при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой увеличивается до 1,67 а.е. к концу недели. На орбите вокруг Венеры обращается аппарат Венера-Экспресс. Статья о Венере - в журнале Небосвод 2 за 2009 год.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Утренняя видимость Марса в средних широтах достигает получаса. Блеск планеты в течение недели придерживается значения +1,2m, а видимый диаметр составляет около 4 секунд дуги. Марс находится от Земли на расстоянии 2,23 а.е.. Планету изучают несколько искусственных спутников и марсоходы Спирит и Оппортьюнити. Статью о Марсе можно прочитать в журнале Небосвод 3 за 2009 год.

Юпитер. Газовый гигант имеет прямое движение и перемещается по созвездию Овна. Юпитер наблюдается на утреннем небе около часа. Угловой диаметр Юпитера составляет 36 секунд дуги при блеске -2,0m, а расстояние до Земли уменьшается за неделю до 5,37 а.е.. Конфигурации (затмения, покрытия, прохождения, соединения) спутников имеются КН на июнь. Планету-гигант в недавнем прошлом исследовал аппарат Галилео. Статья о Юпитере - в журнале Небосвод 5 за 2009 год.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается прямым движением по созвездию Девы. Сатурн виден по вечерам, а отыскать его можно близ Спики. Блеск составляет +0,6m при угловом диаметре 18 секунд дуги. Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается за неделю до 9,48 а.е.. Обзорную статью о Сатурне можно прочитать в журнале Небосвод 6 за 2009 год. Планету и систему ее спутников изучает аппарат Кассини. Подробности о космических исследованиях и другие новости астрономии - в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, а также на новостном ресурсе http://novoteka.ru/r/ScienceAndTechnologies/Cosmos/Astronomy

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,6 угл. сек.) перемещается прямым движением по созвездию Рыб. Утренняя видимость Урана составляет около 2 часов. Чтобы рассмотреть диск планеты, нужен телескоп с увеличением от 80 крат и выше. Расстояние от Земли до Урана уменьшается до 20,05 а.е. Планета исследовалась аппаратом Вояджер-2. Статью об Уране можно прочитать в журнале Небосвод 7 за 2009 год.

Нептун. Планета (m= +7,8, d= 2,3 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея. Нептун наблюдается на утреннем небе около трех часов. Для его поисков необходим бинокль или телескоп. Чтобы рассмотреть диск планеты, нужен телескоп с увеличением от 100 крат и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть в КН на январь 2011 года и Астрономическом календаре на 2011 год. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается за неделю до 29,43 а.е. Планета исследовалась аппаратом Вояджер-2. Статья о Нептуне имеется в декабрьском номере журнала Небосвод за 2008 год.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14m) находится в созвездии Стрельца у границы с созвездием Змеи и Щита (близ M25) на расстоянии 31,04 а.е. от Земли (к концу недели). Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. К планете направляется аппарат Новые Горизонты. Статью о Плутоне и объектах пояса Койпера можно найти в журнале Небосвод 8 за 2009 год.

Подробнее о Солнечной системе на сайте http://galspace.spb.ru

Большинство ссылок ведут на сайт Наталии Николаевны Гомулиной Открытый колледж: Астрономия http://college.ru/astronomy/

Подробные сведения по созвездиям можно найти на сайте http://astromyth.tau-site.ru/Constellations/index.htm

Эфемериды планет и некоторых астероидов на середину недели

23/ 06/ 2011 00:00 для Москвы. Эпоха 2000.0 (расстояние до Луны - в радиусах Земли).

Прямое восх.      Склонение     Блеск  Расст.(а.е.) Видимость  Восх   ВК   Заход