Календарь наблюдателя на май 2011 года Календарь наблюдателя на май 2011 года
2.05.2011 13:32 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на май 2011 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

1 мая - Марс 0,36 севернее планеты Юпитер (Эл.18)
4 мая - максимум действия метеорного потока эта-Аквариды
7 мая - утренняя элонгация Меркурия (26,5)
8 мая - Меркурий 1,43 южнее планеты Венера (Эл.27)
11 мая - Венера 0,57 южнее планеты Юпитер (Эл.26)
11 мая - Меркурий 2,05 южнее планеты Юпитер (Эл.26)
18 мая - Меркурий 1,36 южнее планеты Венера (Эл.24)
21 мая - Меркурий 2,13 южнее планеты Марс (Эл.22)
21 мая -  покрытие Луной звезды омикрон Стрельца (3,8m)
23 мая - Венера 0,99 южнее планеты Марс (Эл.23)
23 мая - максимум блеска переменной звезды R Льва

Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 23 минут в начале месяца до 17 часов 09 минут - в конце. С 22 мая в вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними (до 22 июля). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Наблюдения Солнца проводятся обязательно (!!) с применением солнечного фильтра.

Луна начнет свой путь по майскому небу в созвездии Рыб, при убывающей фазе 0.05. В первый день мая Луна будет находиться близ пяти планет, которые расположатся в 20 градусном секторе южнее лунного серпа. Планеты выстроятся слева направо в последовательности Юпитер, Марс, Меркурий, Венера и Уран, причем Марс и Юпитер будут находиться всего в 0,4 градусах друг от друга. Это будет самое интересное соединение Луны и планет в мае месяце. К сожалению, для жителей России и СНГ оно будет обладать неблагоприятной видимостью из-за меньшего, чем у Солнца склонения.

2 мая Луна перейдет в созвездие Овна, где примет фазу новолуния, но уже 3 мая. Перейдя на вечернее небо молодой месяц (Ф= 0,02) 4 мая пройдет южнее Плеяд. По созвездию Тельца Луна совершит путешествие до полуночи 7 мая, зайдя ненадолго при фазе 0,13 в созвездие Ориона (самая северная часть). В тот же день растущий серп перейдет в созвездие Близнецов и пробудет в нем до 9 мая, вступив затем в созвездие Рака при фазе 0,34. Около полуночи 11 мая Луна вступит в фазу первой четверти, вплотную приблизившись к границе созвездия Льва. Через день лунный овал при фазе 0,6 перейдет в созвездие Секстанта, пройдя при этом в нескольких градусах южнее Регула. В созвездии Секстанта Луна покроет звезду 19 Sex (5,8m).

13 мая ночное светило перейдет из созвездия Льва в созвездие Девы, где задержится до полудня 16 мая. Около полуночи 14 мая фаза Луны достигнет 0,9, а сама она будет находиться в северо-восточной части созвездия Ворона, куда зайдет на непродолжительное время. Левее и выше будет находиться Спика, а правее и выше - Сатурн. В созвездие Весов почти полная Луна вступит около полудня 16 мая. Здесь ночное светило примет фазу полнолуния днем 17 мая, а вечером того же дня перейдет в созвездие Скорпиона, а до полудня 18 мая пересечет границу созвездия Змееносца. Двигаясь вдоль границы с созвездием Скорпиона, Луна пройдет севернее Антареса, а вечером 19 мая при фазе 0,95 перейдет в созвездие Стрельца.

Под утро 22 мая лунный овал при фазе 0,75 вступит в созвездие Козерога и пробудет в нем до 24 мая, заходя в южную часть созвездия Водолея. В этот день Луна вступит в фазу последней четверти, затем сблизится с Нептуном, а вечером 25 мая покинет созвездие Водолея, перейдя в созвездие Рыб. Здесь убывающий серп сблизится 27 мая с Ураном при фазе 0,25, а 29 мая (у границы с созвездием Овна) - с Юпитером при фазе 0,1. 30 и 31 мая Луна будет находиться в созвездии Овна севернее планет Меркурия, Венеры и Марса, которые сгруппируются в секторе около 10 градусов. Вечером 31 мая тонкий убывающий серп при фазе 0,01 перейдет в созвездие Тельца, а к полуночи 1 июня сблизится с Плеядами и закончит свой путь по майскому небу.

Из больших планет Солнечной системы в мае можно будет наблюдать Сатурн и Нептун, а также (во второй половине месяца) Юпитер и Уран.

Меркурий проведет большую часть месяца в созвездии Рыб, 18 мая переходя в созвездие Кита, 19 мая - в созвездие Овна, а 30 мая в созвездие Тельца. Весь месяц быстрая планета будет находиться в группе с Венерой, Марсом и Юпитером. 12 мая Меркурий тесно сблизится с Юпитером и Венерой, а 22 мая - с Венерой и Марсом. 7 мая Меркурий пройдет точку утренней (западной) элонгации, отдалившись от Солнца на 26,5 градусов, т.е. почти на максимально возможное угловое расстояние. Обладая прямым движением весь месяц, планета постепенно сближается с центральным светилом, и ее видимость и без того неблагоприятная для северных районов и средней полосы России будет с каждым днем ухудшаться. В южных районах страны Меркурий может быть найден в бинокль на фоне утренней зари. В начале месяца блеск планеты составляет +1m, увеличиваясь к концу мая до -1m. Фаза при этом увеличится от 0,3 до 0,85, а видимый диаметр уменьшится от 10 до 5 угловых секунд.

Венера начнет свой путь по майскому небу в созвездии Рыб близ стареющего серпа Луны и у границы с созвездием Кита. Обладая прямым движением Утренняя Звезда максимально сблизится с Меркурием до полутора градусов два раза - 8 и 18 мая. Как и Меркурий, сближаясь с Солнцем, Венера 17 мая перейдет в созвездие Овна, где останется до конца месяца. 11 мая Венера пройдет в 0,6 гр. южнее Юпитера, а 23 мая - в 1 гр. южнее Марса. Видимый диаметр самой яркой планеты придерживается значения 11 угловых секунд, а фаза - около 0,9. Не смотря на достаточно большое угловое удаление от Солнца и блеск -3,7m, наблюдать планету на утреннем небе весьма затруднительно из-за меньшего, чем у Солнца склонения.

Марс не виден в средних и северных широтах. Лишь в южных районах загадочную планету можно найти в бинокль в лучах утренней зари. Блеск Марса придерживается значения +1,1m при видимом диаметре 4 угловых секунды. Планета перемещается прямым движением по созвездию Рыб, 10 мая переходя в созвездие Овна и оставаясь в нем до конца месяца. 22 мая Марс максимально сблизится с Меркурием и Венерой.

Юпитер появится на утреннем небе в конце месяца. Планета имеет прямое движение и перемещается весь месяц по созвездию Рыб. Видимый диаметр гиганта придерживается значения 34 угловых секунды, а блеск составляет -2,0m.

Сатурн находится близ противостояния с Солнцем и весь месяц перемещается попятно по созвездию Девы между звездами гамма и тета Vir. Планета видна всю ночь при блеске +0,5m и видимом диаметре 19 секунд дуги. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан (8m).

Уран обладает прямым движением, имеет блеск около 6m, находясь в созвездии Рыб.

Нептун также обладает прямым движением, перемещаясь по созвездию Водолея близ границы с созвездием Козерога. Наблюдать его можно в бинокль на фоне утренних сумерек. Поисковые карты - в КН на январь 2011 года.

Из комет с прогнозируемым блеском около 11 звездной величины в мае месяце наблюдать можно будет только Garradd (C/2009 P1), которая перемещается по созвездию Водолея.

Из астероидов ярче других будет Веста (7,0m к концу месяца), которая движется по созвездию Козерога.

Среди долгопериодических переменных звезд (до 8m фот.) максимума блеска достигнут: SS OPH (8,4m) 1 мая, Z CYG (8,7m) 2 мая, U CYG (7,2m) 16 мая, Z CET (8,9m) 17 мая, R SGR (7,3m) 17 мая, U CAS (8,4m) 22 мая, X MON (7,4m) 11 мая, R CAS (7,0m) 14 мая, S UMA (7,8m) 19 мая, R BOO (7,2m) 19 мая, V CVN (6,8m) 21 мая, R LEO (5,8m) 23 мая, R VUL (8,1m) 24 мая.

Календарь наблюдателя на май 2011 года в формате Word