Календарь наблюдателя на апрель 2011 года Календарь наблюдателя на апрель 2011 года
23.03.2011 13:52 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на апрель 2011 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

4 апреля - Сатурн в противостоянии с Солнцем
6 апреля - Юпитер в соединении с Солнцем
10 апреля - Меркурий в нижнем соединении с Солнцем
12 апреля - Меркурий близ Юпитера (Эл.5)
13 апреля - Марс близ Урана (Эл.12)
19 апреля - Меркурий близ Марса (Эл.16)
22 апреля - максимум действия метеорного потока Лириды
23 апреля - Венера близ Урана (Эл.30)

Солнце движется по созвездию Рыб до 18 апреля, а затем переходит в созвездие Овна и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 13 часов 07 минут в начале месяца до 15 часов 17 минут 30 апреля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц возрастет с 38 до 48 градусов. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее длиннее (выше 70 параллели к концу месяца наступят белые ночи). Для наблюдений Солнца обязательно (!!) применяйте солнечный фильтр.

Луна начнет свой путь по апрельскому небу в созвездии Водолея при убывающей фазе 0.07. В первый день апреля Луна будет находиться северо-восточнее Венеры, и это будет самое красочное утро апреля. В этот же день Луна перейдет в созвездие Рыб и начнет сближение с Марсом и Ураном, севернее которых пройдет 2 апреля в виде самого тонкого серпа. 3 апреля наступит новолуние, а в следующий вечер молодая Луна появится на вечернем небе близ Меркурия.

5 и 6 апреля растущий серп будет перемещаться по созвездию Овна, а 7 апреля пройдет южнее Плеяд при фазе 0,13. Путешествие по созвездию Тельца продолжится до полуночи 10 апреля, когда Луна на некоторое время зайдет в самую северную часть созвездия Ориона. После захода в самое красивое созвездие зимнего неба лунный полудиск совершит путешествие по созвездию Близнецов (в течение двух дней), где примет фазу первой четверти (11 апреля).

12 и 13 апреля Луна будет находиться в созвездии Рака, а затем перейдет в созвездие Льва, где 14 апреля при фазе 0,8 сблизится с Регулом, пройдя южнее самой яркой звезды этого созвездия. Часть дня 14 апреля и 15 апреля лунный овал проведет в созвездии Секстанта, а затем вновь перейдет в созвездие Льва, где проведет завершающую часть дня 15 апреля. 16 апреля фаза Луны увеличится до 0,9 и яркий диск перейдет в созвездие Девы. Здесь ночное светило пройдет южнее Сатурна 17 апреля, а к полуночи 18 апреля сблизится до нескольких градусов со Спикой. В этот же день наступит полнолуние, а к полуночи 19 апреля лунный диск пересечет границу созвездия Весов. Здесь убывающая Луна задержится до 20 апреля, когда вступит в созвездие Скорпиона.

Около полуночи 21 апреля фаза Луны уменьшится до 0,9 и ночное светило пройдет севернее Антареса, вступив в созвездие Змееносца. Границы с созвездием Стрельца Луна достигнет 22 апреля (максимум Лирид) при фазе около 0,8. Здесь лунный овал задержится до 24 апреля, а границу с созвездием Козерога пересечет при фазе 0,55. 25 и 26 апреля Луна будет перемещаться по созвездию Козерога (с заходом в созвездие Водолея), приняв фазу последней четверти.

После полуночи 27 апреля серп Луны в фазе около 0,3 пройдет севернее Нептуна, перейдя в созвездие Водолея. 28 апреля стареющий месяц вступит во владения созвездия Рыб и проведет в нем около 4 дней. Завершающий день месяца Луна проведет близ пяти планет (Юпитер, Марс, Меркурий, Венера и Уран) и закончит свой путь по апрельскому небу при фазе 0,05 севернее Меркурия и Венеры.

Из больших планет Солнечной системы в апреле можно будет наблюдать Сатурн и Нептун, а также Меркурий, но лишь в начале месяца. Меркурий весь месяц проведет в созвездии Рыб. В начале месяца его можно будет наблюдать на вечернем небе, а через несколько дней самая благоприятная в 2011 году вечерняя видимость закончится. 10 апреля Меркурий пройдет нижнее соединение с Солнцем, находясь при этом в 2,5 градусах севернее центрального светила. Видимый диаметр при этом станет максимальным (около 12 секунд дуги), а блеск минимальным (около 6m), т.е. планету можно будет наблюдать только при помощи космических телескопов. Продолжая двигаться попятно, быстрая планета 12 апреля (в День Космонавтики) вступит в соединение с Юпитером, пройдя севернее гиганта, а 19 апреля максимально сблизится с Марсом. Попятное движение Меркурия продолжится до 23 апреля, а затем планета перейдет к прямому движению, которое сохранит до конца месяца. Блеск при этом увеличится до +1m, фаза - до 0,3, а видимый диаметр уменьшится до 9 угловых секунд.

Венера начнет свой путь по апрельскому небу в созвездии Водолея близ стареющего серпа Луны. Имея прямое движение, Утренняя Звезда достигнет границы с созвездием Рыб 17 апреля, а 26 апреля зайдет на несколько дней в созвездие Кита. 30 апреля Венера вновь выйдет на просторы созвездия Рыб и закончит свой путь по апрельскому небу. Видимый диаметр самой яркой планеты за месяц уменьшится с 13 до 12 угловых секунд, а фаза увеличится от 0,8 до 0,9. Не смотря на достаточно большое угловое удаление от Солнца, наблюдать планету на утреннем небе весьма затруднительно из-за меньшего, чем у Солнца склонения. Тем не менее, остается возможность найти Венеру на дневном небе в бинокль или телескоп.

Марс не виден в средних и северных широтах. Лишь в южных районах загадочную планету можно найти в бинокль в лучах утренней зари. Блеск Марса придерживается значения +1,1m при видимом диаметре 4 угловых секунды. Планета перемещается прямым движением по созвездию Рыб, с 11 по 13 апреля заходя в созвездие Кита. 19 апреля Марс сблизится с Меркурием, а в самом конце месяца - с Юпитером.

Юпитер 6 апреля вступает в соединение с Солнцем, поэтому не виден весь месяц. Планета имеет прямое движение и перемещается весь месяц по созвездию Рыб. Видимый диаметр гиганта придерживается значения 33 угловых секунды, а блеск составляет -2,0m.

Сатурн вступает в противостояние с Солнцем 4 апреля, и весь месяц перемещается попятно по созвездию Девы (между звездами гамма и тета Vir). Планета видна всю ночь при блеске +0,4m и видимом диаметре 19 секунд дуги. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан (8m).

Уран обладает прямым движением, имеет блеск около 6m, находясь в созвездии Рыб.

Нептун также обладает прямым движением, перемещаясь по созвездию Водолея близ границы с созвездием Козерога. Наблюдать его можно в бинокль на фоне утренних сумерек в юго-восточной части неба невысоко над горизонтом. Поисковые карты далеких планет имеются в КН на январь 2011 года.

Комет с прогнозируемым блеском ярче 11 звездной величины в апреле месяце наблюдать не представится возможным.

Из астероидов ярче других будет Веста (7,3m к концу месяца), которая движется по созвездиям Стрельца и Козерога.

Среди долгопериодических переменных звезд (до 8m фот.) максимума блеска достигнут: RS VIR (8,1m) 1 апреля, Y LIB (8,6m) 2 апреля, R PER (8,7m) 5 апреля, W CNC (8,2m) 10 апреля, RS HER (7,9m) 13 апреля, R LEP (6,8m) 14апреля, T CEN (5,5m) 14 апреля, T HER (8,0m) 14 апреля, W CRB (8,5m) 16 апреля, T AQR (7,7m) 16 апреля, RU HER (8,0m) 17 апреля, W HER (8,3m) 18 апреля, R CYG (7,5m) 18 апреля, RS LIB (7,5m) 21 апреля, R ARI (8,2m) 22 апреля, T CAS (7,9m) 23 апреля, X AUR (8,6m) 24 апреля, RZ PEG (8,8m) 26 апреля, RU CYG (8,0m) 28 апреля, U VIR (8,2m) 30 апреля.

Другие сведения - на http://astroalert.ka-dar.ru , а также на форуме Старлаб http://starlab.ru/