На первую страницу Звездные скопления << 8.9 Общие законы распределения плотности в звездных скоплениях. Закон Шустера. Закон Кинга | Оглавление | 9.2 Основные уравнения и общие интегралы движения. Тождество Лагранжа - Якоби >>

Глава 9. Динамика звездных скоплений

"Не мало здесь загадок разрешится.
Не мало и возникнет здесь"

И.-В. Гете. Фауст.

"Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня"

С. Есенин.

9.1 Вводные замечания

Динамика звездных скоплений - частный случай звездной динамики, или динамики звездных систем. Проблемы динамики звездных систем и разнообразные методы их решения детально рассмотрены в монографиях Чандрасекара (1948; 1960), Огородникова (1958), Идлиса (1961). В различных курсах звездной астрономии и небесной механики содержатся главы, посвященные звездной динамике и динамике звездных скоплений (см., например, Паренаго, 1954а; Агекян, 1962). Обзор работ по динамике звездных скоплений, выполненных в основном в 1955-1966 гг., можно найти в статьях Велтманна (1968), Антонова (1968) и Петровской (1968). Наличие этих источников избавляет нас в ряде случаев от необходимости вывода различных соотношений. Решение задачи о динамическом поведении звездного скопления, строго говоря, сводится к решению проблемы n тел классической небесной механики, т. е. проблемы движения n тел, взаимно притягивающихся друг к другу по закону всемирного тяготения. Точное решение этой проблемы чрезвычайно сложно. На движение звезд в скоплениях влияет множество факторов. Степень достоверности той или иной теории динамической эволюции звездных скоплений зависит от того, какие из этих факторов приняты во внимание, насколько правильно выбраны начальные условия, насколько справедливы те гипотезы, которые положены в основу теоретических разработок (так, например, совершенно ясно, что динамическая эволюция скопления будет протекать по-разному, в зависимости от того, теряют или не теряют массу его члены в процессе их физической эволюции). Скопления, входящие в состав какой-нибудь галактики, не являются изолированными системами. Принято считать, что их динамическая эволюция определяется пятью основными факторами:

1. Гравитационным потенциалом самого скопления. Этот потенциал определяет поле так называемых регулярных сил.
  2. Взаимными сближениями членов скопления - внутренними сближениями, определяющими поле иррегулярных сил.
  3. Встречами членов скопления со звездами галактического поля - внешними сближениями, носящими также случайный характер.
  4. Сближениями скоплений с массивными облаками межзвездной среды и другими скоплениями.
  5. Гравитационным потенциалом галактики.

За последние 50 лет изучено влияние на динамическую эволюцию скоплений различных комбинаций этих основных факторов. Бок (1934), рассмотрев совместное действие первого, третьего и пятого из них, сформулировал понятие критической плотности скопления (см. § 4.4). Амбарцумян (1938) и Спитцер (1940), исследовав сочетание первого и второго, установили значение взаимных сближений для процесса потери звезд скоплением. Хёрнер (1957) и Кинг (1962), изучив взаимодействие первого и пятого факторов, ввели понятие предельного радиуса скопления в поле приливных сил Галактики (см. § 8.5). Спитцер (1958) показал большое значение для динамической эволюции скоплений четвертого фактора.

Для большинства звездных скоплений основную роль в их динамической эволюции играют первые три фактора. Пятый, определяющий возможные предельные размеры скопления, влияет на судьбу лишь очень разреженных систем, средняя плотность которых, как уже отмечалось в § 4.4, оказывается ниже критической.

Публикации с ключевыми словами: звезды - Скопление