Календарь наблюдателя на июль 2010 года Календарь наблюдателя на июль 2010 года
2.07.2010 20:02 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на июль 2010 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются:

6 июля - Земля в афелии 1,0168а.е.= 152,105 млн.км.
11 июля - полное солнечное затмение
21 июля - покрытие звезды сигма Скорпиона Луной
25 июля - Юпитер близ Урана
31 июля - Марс южнее Сатурна.

Солнце движется на максимальном расстоянии от Земли по созвездию Близнецов до 20 июля, а затем переходит в созвездие Рака и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно уменьшается, как и продолжительность дня, которая изменяется с 17 часов 29 минут в начале месяца до 16 часов 05 минут к его концу. Вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними до 22 июля. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца в течение месяца уменьшится с 57 до 52 градусов. Для наблюдений Солнца июль - один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. Нужно лишь обязательно (!!) применять солнечный фильтр.

Луна в июле совершит очередное путешествие по небесной сфере, а лучшие условия для ее наблюдений будут близ последней и первой четверти. Свой путь по июльскому небу ночное светило начнет при фазе 0,8 в созвездии Водолея близ Нептуна Потратив на пересечение этого созвездия немногим более суток Луна уменьшит фазу до 0,7 и перейдет в созвездие Рыб, по которому совершит длительное путешествие в течение почти 4 дней. 3 июля лунный овал (Ф= 0,58) пройдет в 5 градусах севернее Урана и Юпитера, на следующий день примет фазу последней четверти. Затем полудиск Луны продолжит свой путь по созвездию Рыб, а границу с созвездием Овна пересечет 6 июля уже в виде большого серпа с фазой 0,35.

После полуночи 8 июля тонкий серп с фазой 0,17 вступит в созвездие Тельца и в очередной раз пройдет несколько южнее Плеяд. К концу дня на лунном пути окажется астероид Iris, который к этому времени будет иметь блеск 9,8m. Границу с созвездием Близнецов ночное светило пересечет в середине дня 10 июля при фазе 0,02. В этом созвездии наступит новолуние, когда Луна пройдет южнее Солнца, а южнее самой Луны будет находиться астероид Юнона. В данное новолуние произойдет полное солнечное затмение, но, пожалуй, с самой неблагоприятной для наблюдений в нынешнем веке центральной линией, т.к. пройдет она почти полностью по акватории Тихого океана. В созвездие Рака молодой месяц перейдет 12 июля при фазе 0,05, а затем вступит в соединение с кометой McNaught C/2009 R1 (расчетный блеск 5,6m) и через некоторое время с Меркурием. Соединения эти наблюдать будет затруднительно из-за небольшой элонгации небесных объектов 10 - 15 градусов.

Из созвездия Рака Луна (Ф= 0,07) перейдет в созвездие Льва и вечером 14 июля сблизится до 6 градусов сначала с Регулом , а затем с Венерой при фазе около 0,1. Это будет самый зрелищный вечер июля в астрономическом отношении - тонкий серп Луны и яркая Венера в 6 градусах друг от друга. После этого молодой месяц посетит созвездие Секстанта, а вновь выйдя на просторы созвездия Льва вступит в соединение с Марсом при фазе 0,26. Это произойдет 16 июля. В этот же день Луна перейдет в созвездие Девы и сблизится до 8 градусов с Сатурном уже при фазе 0,32. Фаза первой четверти наступит 18 июля близ звезды Спика, а в середины дня 19 июля лунный овал (Ф= 0,6) перейдет в созвездие Весов. Следующим будет созвездие Скорпиона, в которое яркая Луна перейдет около полуночи 21 июля и пробудет в нем до 22 июля.

Около суток понадобится ночному светилу чтобы пересечь созвездие Змееносца, причем в середине этого пути Луна пройдет в градусе севернее астероида Церера (8m). Путешествие по созвездию Стрельца ночное яркий лунный диск (ф= 0,92) начнет 23 июля , а закончит ближе к полуночи 26 июля. Полнолуние наступит уже в созвездии Козерога, а 28 июля Луна покинет его при фазе 0,95, и вступит в соединение с Нептуном уже в созвездии Водолея. Потратив еще день на его пересечение, ночное светило вступит в созвездие Рыб, где второй раз за месяц сблизится при фазе 0,77 с Ураном и Юпитером. Здесь же Луна закончит свой путь по июльскому небу при фазе около 0,7.

Из больших планет Солнечной системы Меркурий будет наблюдаться на фоне вечерней зари во второй половине месяца. Но условия его видимости наиболее благоприятны станут на юге страны. Быстрая планета начнет свой путь по июльскому небу в созвездии Близнецов (близ соединения с Солнцем), перемещаясь весь месяц в одном направлении с Солнцем. 8 июля Меркурий пересечет границу созвездия Рака, а 19 - созвездия Льва. 27 июля планета пройдет в четверти градуса южнее Регула. В телескоп можно будет наблюдать увеличивающийся в диаметре овал (5-7 угловых секунд), а блеск уменьшится от -2m до 0m.

Венера так же, как и Меркурий, весь месяц обладает прямым движением и вечерней видимостью. Перемещаясь по созвездию Льва в течение описываемого периода, планета10 июля пройдет в градусе севернее Регула. Видимость Венеры медленно уменьшается, хотя элонгация превышает 40 градусов. Это связано с меньшим, чем у Солнца склонением. Тем не менее, блеск Вечерней Звезды увеличивается за месяц до -4,2m, поэтому наблюдать ее можно даже невооруженным глазом (после полудня). В телескоп виден увеличивающийся белый овал с фазой 0,7 - 0,6 и угловым диаметром 16 - 20 секунд дуги.

Марс также обладает прямым движением. До 19 июля он перемещается по созвездию Льва, а 19 июля переходит в созвездие Девы, где в конце месяца сблизится с Сатурном до двух градусов. Блеск планеты придерживается значения +1,5m, а видимый диаметр составляет около 5 секунд дуги. Наблюдать Марс можно на фоне вечерних сумерек около часа.

Юпитер, наоборот, виден на утреннем небе в восточной его части, а продолжительность видимости его увеличивается к концу месяца с 2,5 до 5,5 часов. Газовый гигант весь месяц находится в созвездии Рыб, 23 июля меняя движение с прямого на попятное. Блеск гиганта достигает -2,5m при видимом диаметре 46 угловых секунд.

Сатурн весь месяц перемещается прямым движением по созвездию Девы (близ бета Vir). Планета видна по вечерам в юго-западной части неба (от 1,5 до 0,5 часов) при блеске +0,9m и видимом диаметре 17 секунд дуги. В небольшой телескоп хорошо видно кольцо и спутник Титан.

Уран (+6m) виден по утрам в течение 2 - 5 часов в созвездии Рыб (близ Юпитера). 5 июля планета проходит точку стояния и меняет движение на попятное. В первую половину месяца южнее Урана и Юпитера находится комета P/Tempel (10P).

Нептун (+8m) также движется попятно, но в созвездии Водолея близ звезды йота Aqr. Наблюдать его можно всю ночь в южной части неба невысоко над горизонтом. Поисковые карты Урана и Нептуна имеются в КН_01_2010 и АК_2010.

Из комет, кроме P/Tempel 10P (в созвездии Кита), можно отметить McNaught (C/2009 R1), которая побывает в Близнецах, Раке и Гидре.

Из астероидов ярче других будет Церера (около 7,5m), которая движется по созвездию Змееносца.

Среди долгопериодических переменных звезд (до 8m фот.) максимума блеска достигнут: X Gem (8,2m) 3 июля, SS Vir (6,8m) 8 июля, UZ Her (8,3m) 8 июля, SY Her (7,8m) 9 июля, U UMi (8,2m) 10 июля, V Boo (7,0m) 10 июля, S Cet (8,2m) 15 июля, X Mon (7,4 m) 15 июля, R Leo (5,8m) 16 июля, T Cen (5,5m) 17 июля, R Aur (7,7m) 18 июля, W Her (8,3m) 20 июля, U Hor (7,5m) 21 июля, VX Sgr (6,7m) 21 июля, ST And (8,2m) 31 июля.

Другие сведения по небесным телам и явлениям - на AstroAlert (http://astroalert.ka-dar.ru/), а также на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=11 Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на июль 2010 года в формате Word