Астрономический календарь на 2009 год Астрономический календарь на 2009 год
10.01.2009 20:59 | Александр Козловский

Астрономический календарь на 2009 год - Ежегодник, составленный на основе программы АК4.30 Кузнецова Александра (Нижний Тагил), и содержащий описание основных астрономических явлений, которые должны произойти в 2009 году. Календарь содержит эфемериды Солнца, Луны, больших планет, комет и астероидов, доступных для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даны описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках, покрытиях звезд астероидами и т.п. Для наблюдателей, членов астрономических кружков, любителей астрономии, школьников, студентов, преподавателей школ.

Краткий обзор явлений 2009 года

Международный год астрономии, каковым и является 2009 год, будет радовать любителей астрономии множеством замечательных явлений. К сожалению, на территории России и СНГ ярких событий, подобных полному солнечному затмению 1 августа 2008 года не предвидится. Но зато полное солнечное затмение с максимальной продолжительностью полной фазы в нынешнем столетии будет наблюдаться на территории Индии, Китая и некоторых других стран юго-восточной Азии. Оно произойдет 22 июля 2009 года, и если у вас будет возможность выехать в полосу затмения, непременно побывайте на затмении. Тем более, что выехать в Китай можно без особых проблем, связанных с визовым режимом. Если поездка удастся, то вы сможете пронаблюдать самое продолжительное полное солнечное затмение, которое в последствии не увидит никто из ныне живущих людей планеты. Всего же за 2009 год произойдет два солнечных и четыре лунных затмения. Но не смотря на изобилие этих явлений, самым доступным и эффектным будет лишь вышеупомянутое затмение 22 июля. На территории России и СНГ частные фазы этого затмения будут наблюдаться на Южном Урале, Сибири и Дальнем Востоке. В Приморье максимальная фаза достигнет 0,6. Солнечное затмение 26 января будет кольцеобразным, центральная линия которого пройдет по большей части по водам Индийского океана. Все лунные затмения, за исключением затмения 31 декабря 2009 года, будут полутеневыми, т.е. едва заметными невооруженным глазом. Но и затмение завершающего дня уходящего года будет иметь весьма малую частную фазу (0,08). Весь год, как и в прошлом году, любителей астрономии будет радовать серия покрытий звездного скопления Плеяды Луной. Лучшие условия для наблюдений с территории России и СНГ будут у покрытий 7 января, 30 марта и 7 октября. Из ярких звезд Луной покроется Антарес вечером 10 мая. С территории России и СНГ в этом году можно будет наблюдать три покрытия планет Луной. 22 февраля покроется Меркурий, через день (23 февраля) Юпитер, а 13 сентября за лунным диском спрячется Марс. Планеты тоже будут покрывать звезды. Одно из таких покрытий произойдет 4 августа, когда Юпитер покроет звезду 6 зв.величины 45 Козерога. Кроме этого, сближаться друг с другом будут сами планеты. Взаимных покрытий не будет, но тесные сближения до нескольких градусов состоятся между Меркурием, Марсом и Юпитером на утреннем небе в начале весны, между Венерой и Марсом 21 июня также утром. Сразу три соединения в году произойдут между Юпитером и Нептуном в созвездии Козерога (28 мая, 8июля и 21 декабря). Меркурий появится перед взорами наблюдателей в течение 7 периодов в году. В южных районах России и СНГ (широта 45) планета видна в 4 периодах вечерней видимости и в 3 утренней. В средней полосе благоприятна для наблюдений вечерняя видимость в апреле мае и утренняя в октябре. Вечерняя видимость самой яркой планеты Венеры - в 2009 году продолжается до середины марта, а затем пройдя двойную видимость (вечером и утром) планета перейдет на утреннее небо и будет видна по утрам практически до конца года. Противостояние Марса произойдет уже в следующем 2010 году (29 января), а 2009 его видимость начнется в июне и все улучшаясь продолжится весь оставшийся период года. В начале ноября Марс будет наблюдаться на фоне скопления Ясли (М44) в созвездии Рака. Юпитер совершает путь по созвездию Козерога. Отличающей особенностью планеты является большее, чем в предыдущие годы, количество взаимных конфигурации между Юпитером и его спутниками. Сатурн потеряет свое кольцо в конце лета, но наблюдать это явление не представится возможным, т.к. планета 17 сентября вступит в соединение с Солнцем. Уран в 2009 году побывает в созвездиях Водолея и Рыб. Нептун, по-прежнему, находится в созвездии Козерога. Лучшее время для их наблюдений осенний период. Астероид Церера станет самым ярким в этом году. Его блеск в период противостояния в конце февраля превысит 7m. Начало года (как и в 2008 году) будет интересным для наблюдателей комет. Самой яркой будет комета Lulin (C/2007 N3), ожидаемый блеск которой достигнет 4m 22 февраля, когда хвостатая гостья будет находиться в созвездии Девы. Из метеорных потоков лучшими для наблюдений будут Лириды, Ориониды, Леониды и Геминиды. Среди покрытий звезд астероидами следует отметить покрытие 21 ноября звезды HIP34106 (7,5m) астероидом 234 Barbara, а также звезды HIP20268 (5,8m) астероидом 5290 Langevin. Подробности об этих и других явлениях - в данном АК, а также в ежемесячном КН и на http://astroalert.ka-dar.ru . Ясного неба и успешных наблюдений!

Астрономический календарь на 2009 год в формате Word (вторая редакция)