Календарь наблюдателя на август 2008 года Календарь наблюдателя на август 2008 года
27.07.2008 18:01 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на август 2008 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

ОБЗОР МЕСЯЦА

Основными астрономическими событиями месяца являются: 1 августа- полное солнечное затмение!!, 12 августа - максимум действия метеорного потока Персеиды, 13 августа - Венера в соединении с Сатурном, 15 августа- Меркурий в соединении с Сатурном, 15 августа - Нептун в противостоянии с Солнцем, 16 августа - частное лунное затмение, 16 августа - покрытие Нептуна Луной, 20 августа - Меркурий в соединении с Венерой, 23 августа - покрытие скопления Плеяды (М45) Луной (видимость - Европейская часть России). Самым значительным событием месяца (и предстоящего полвека для территории России и СНГ) является, конечно, полное солнечное затмение, полоса полной фазы которого пройдет в нашей стране по Западной Сибири и Алтаю. Солнце движется по созвездию Рака до 10 августа, а затем переходит в созвездие Льва и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила, по сравнению с первыми двумя летними месяцами уменьшается с каждым днем все быстрее. Как следствие, также быстро уменьшается продолжительность дня: с 15 часов 59 минут в начале месяца до 13 часов 52 минут к концу описываемого периода (более, чем на 2 часа). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за месяц уменьшится с 52 до 42 градусов. Для наблюдений Солнца август - один из самых благоприятных месяцев в северном полушарии Земли. Нужно лишь всегда помнить о безопасности для зрения при наблюдениях в телескоп или бинокль, и обязательно (!!) применять солнечный фильтр. Новый цикл солнечной активности набирает силу, поэтому желательны ежедневные наблюдения поверхности Солнца для учета появляющихся пятен. Убывающая Луна в виде тонкого серпа (фаза 0,01) начнет свой путь по августовскому небу у границы созвездий Близнецов и Рака, расположившись в нескольких градусах к западу от Солнца и рассеянного звездного скопления Ясли (М44), а также Меркурия, находящегося близ конфигурации верхнего соединения. После вступления в фазу новолуния и полного солнечного затмения, молодой месяц (Ф= 0,02) 2 августа появится на вечернем небе близ Венеры (в созвездии Льва). Но это сближение смогут наблюдать только жители южных районов страны, т.к. в средних широтах Луна зайдет вместе с Солнцем, а на в северных широтах даже раньше дневного светила. Вечером 3 августа лунный серп (Ф= 0,07) сблизится с Марсом с Сатурном, находясь в созвездии Секстанта (несколько часов), но и это сближение будет весьма труднодоступно для наблюдений в средних широтах. 5 августа ночное светило при фазе 0,14 перейдет в созвездие Девы, и опускаясь все глубже в южное полушарие небесной сферы, останется в нем до 8 августа. Первую четверть (9 августа) Луна встретит в созвездии Весов. 10 августа при фазе 0,6 достигнет границы созвездия Скорпиона, и вечером того же дня пройдет (Ф= 0,68) в полутора градусах южнее Антареса. Ночь с 11 на 12 августа яркий овал Луны проведет в созвездии Змееносца, а затем перейдет в созвездие Стрельца, где 13 августа при фазе 0,9 пройдет в 4 градусах южнее Юпитера. Далее, поднимаясь к северу по склонению, ночное светило (Ф= 0,97) 15 августа вступит в созвездие Козерога, а на следующий день наступит полнолуние и произойдет частное лунное затмение, хорошо видимое в России и СНГ. Интересно, что перед самым затмением Луна покроет Нептун. Но это явление, не смотря на хорошую видимость с территории нашей страны, малоблагоприятно для наблюдений из-за высокой яркости лунного диска. Через несколько часов после лунного затмения, ночное светило покинет созвездие Козерога и перейдет в созвездие Водолея. Под утро 19 августа Луна при убывающей фазе 0,95 пройдет в 3 градусах севернее Урана, вступит в созвездие Рыб, и устремится далее, до конца месяца не посетив более ни одной планеты. Тем не менее, в августе произойдет еще одно зрелищное небесное явление, связанное с Луной. После полуночи 24 августа (за несколько часов до вступления в фазу последней четверти) лунный полудиск начнет покрывать яркие звезды скопления Плеяды (М45). Звезды будут исчезать за светлым краем Луны и появляться из-за темного. Условия наблюдений этого покрытия благоприятны на Европейской территории России и в западных странах СНГ. 26 августа убывающий месяц (Ф= 0,3) перейдет в созвездие Близнецов, а 28 августа (Ф= 0,1) достигнет границы созвездия Рака. Второе новолуние месяца наступит 30 августа, когда Луна будет находиться в созвездии Льва. В этом созвездии (близ Солнца и Сатурна) молодой месяц и закончит свой путь по августовскому небу. Яркие планеты августа отличаются собранностью около Солнца, за исключением Юпитера, который обособленно движется по созвездию Стрельца. С 3 по 9 августа Меркурий, Венера, Марс и Сатурн (4 планеты!) сблизятся в секторе около 30 градусов в одном созвездии Льва. После того, как Марс перейдет в созвездие Девы 9 августа, во Льве останутся Венера, Меркурий и Сатурн, а 25 августа созвездие покинут Меркурий и Венера. Весь месяц на вечернем небе будет наблюдаться парад планет. К сожалению, условия его видимости будут благоприятны лишь в южных районах. В средних и северных широтах все 4 планеты скроются в лучах заходящего Солнца. Максимальное сближение трех планет (Меркурия, Венеры и Сатурна) в секторе 2,5 градуса произойдет 15 августа. Элонгация Меркурия к концу месяца составит 25 градусов. 6 августа Венера пройдет в градусе севернее Регула на угловом расстоянии 15 градусов от Солнца, а 13 августа - в полградуса южнее Сатурна при элонгации 18 градусов. Марс 15 августа сблизится со звездой бета Девы до полутора угловых минут. Все вышеупомянутые планеты имеют прямое движение. У Юпитера благоприятный период видимости. Он наблюдается в виде яркой желтой звезды (-2,5m) в южной и юго-западной части полуночного неба. Продолжительность его видимости составляет 5 часов в начале месяца и 4 часа - в конце. Самый большой газовый гигант, практически, единственная яркая планета, доступная любителям астрономии в августе. Весь месяц Юпитер находится в созвездии Стрельца, двигаясь попятно. Сатурн не виден почти весь месяц, и лишь к концу августа его можно будет найти в лучах утренней зари. Уран, как и Нептун, который находится в противостоянии с Солнцем, можно наблюдать всю ночь (6 - 8 часов). Обе планеты могут быть найдены в бинокль с помощью звездных карт (имеющихся в КН за апрель) в созвездиях Водолея и Козерога, соответственно. Из комет с расчетным блеском 10,5m и ярче станут Boattini (C/2007 W1), P/Borrelly (19P) и P/d'Arrest (6P). Первая из них (max 8,4m) весь месяц находится в созвездии Овна, а вторая (max 9,5m) посетит созвездия Близнецов и Рака. Периодическая комета d'Arrest в очередном возвращении достигнет максимального расчетного блеска 10,5m, перемещаясь в августе по созвездиям Орла, Козерога и Микроскопа. 5 астероидов в августе превысят в блеске 10m. Ярче других будет Веста. Ее блеск к концу месяца увеличится до 7,4m. Блеск Цереры, Паллады и Партенопы в течение месяца придерживается значения около 9m. Ariadne (43) преодолеет отметку 10m в конце месяца, а Metis (9) лишь максимально приблизится к этому значению (10,2m). За месяц с территории России и СНГ (согласно http://www.asteroidoccultation.com) можно будет наблюдать 3 покрытия звезд астероидами. Максимума блеска достигнут 3 долгопериодические переменные звезды, из которых две можно будет наблюдать невооруженным глазом. Это S Северной Короны (5,8m) - 12 августа и R Льва (4,4m) - 23 августа. R Стрельца достигнет максимума блеска 6,7m 25 августа, и будет доступна наблюдениям в бинокль. Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на август 2008 года в формате Word