Календарь наблюдателя на май 2008 года Календарь наблюдателя на май 2008 года
28.04.2008 17:38 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на май 2008 года - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца, а также последние основные новости астрономии. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет, астероидов и звезд, покрываемых астероидами. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере. Оперативные сведения об открытиях новых комет и информация о последних новостях из мира астрономии содержится в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер, выходящей несколько раз в неделю.

Обзор месяца

Основными астрономическими событиями месяца являются: 4 мая - максимум действия метеорного потока Эта-Аквариды, 6 мая - покрытие звездного скопления Плеяды (М45) Луной (видимость - Сибирь, Дальний Восток), 10 мая - покрытие Марса Луной (видимость - юго-запад Европейской части России), 14 мая - Меркурий в вечерней (восточной) элонгации. 23 мая - Марс проходит по скоплению Ясли. Солнце движется по созвездию Овна до 14 мая, а затем переходит в созвездие Тельца и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила постепенно увеличивается, а продолжительность дня быстро растет от 15 часов 20 минут в начале месяца до 17 часов 06 минут 31 мая. С 22 мая вечерние астрономические сумерки сливаются с утренними, поэтому глубокого темного неба придется подождать до 22 июля (хотя ввиду близкого полнолуния наблюдения туманностей нужно будет отложить еще на неделю). Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца за май месяц возрастет с 49 до 56 градусов. Южнее московской параллели день будет короче, а севернее длиннее (выше 70 параллели к концу месяца наступит полярный день). Для наблюдений Солнца май - один из самых благоприятных месяцев, но наблюдать его нужно обязательно (!!) с применением солнечного фильтра. Идет новый цикл солнечной активности, поэтому желательны ежедневные наблюдения поверхности Солнца для учета появляющихся пятен. Убывающая Луна (фаза 0,28) начнет свой путь по майскому небу в созвездии Козерога, расположившись между Ураном и Нептуном. Утром 2 мая она сблизится с Ураном при фазе 0,19, пройдя в двух градусах севернее планеты. Поскольку наклон эклиптики к горизонту в утренние часы весьма мал, близкие к Солнцу Луна и планеты находятся в это время суток низко над горизонтом. Миновав созвездие Рыб, убывающий серп Луны 5 мая перейдет в созвездие Овна, и сблизится до 4 градусов с Венерой (пройдя севернее планеты). В этот же день наступит новолуние. При этом зарождающийся новый месяц пройдет в 4 градусах севернее Солнца. 6 мая молодая Луна выйдет на вечернее небо и покроет Плеяды в самой малой фазе (0,02) за всю текущую серию покрытий этого скопления. Явление можно будет наблюдать с территории Сибири и Дальнего Востока. Жители Европейской части России не увидят покрытия, но в этот вечер смогут наблюдать сближение Луны с Меркурием до 2 градусов. 8 мая растущий серп перейдет в созвездие Близнецов, а 10 мая в созвездие Рака, где покроет планету Марс, при фазе 0,33. Полоса покрытия охватит юго-запад Европейской части России и стран СНГ. На этом значимые покрытия Луной в мае месяце закончатся. Через половину суток после покрытия Марса ночное светило пройдет южнее звездного скопления Ясли, 12 мая перейдет в созвездие Льва и к вечеру этого дня сблизится с Регулом и Сатурном, вступив в фазу первой четверти. Минимальное угловое расстояние до Регула составит 2 градуса, а до Сатурна - 3,5 градуса. В последующие несколько дней увеличивающая в фазе Луна будет перемещаться по созвездиям Льва и Девы, 17 мая пройдя в 3 градусах южнее Спики (альфа Девы) при фазе 0,92. Благополучно миновав созвездие Весов, 20 мая ночное светило вступит в фазу полнолуния в созвездии Скорпиона близ главной звезды этого созвездия - Антареса (находясь всего в градусе южнее). Поскольку склонение Луны будет невелико, в средних широтах она расположится низко над горизонтом, а в северных широтах не будет восходить вообще. С переходом 21 мая в созвездие Змееносца, а затем (22 мая) в созвездие Стрельца, Луна станет уменьшать величину фазы, и под утро 24 мая сблизится с Юпитером уже при значении фазы 0,86. 25 мая ночное светило перейдет в созвездие Козерога, а в дневное время 27 мая при фазе 0,6 покроет Нептун. Конечно, это явление будет недоступно для любительских наблюдений. 28 мая Луна вступит в фазу последней четверти в созвездии Водолея, а утром 29 мая при фазе 0,4 сблизится с Ураном до 3 градусов. Через два дня, достигнув границы созвездий Рыб и Овна, убывающий серп Луны при фазе 0,13 закончит свой путь по майскому небу. На звездном небе мая можно будет наблюдать все планеты за исключением Венеры. Меркурий пройдет точку вечерней элонгации (22 градуса) 14 мая, а наблюдаться будет практически весь месяц (в созвездии Тельца). 2 мая самая быстрая планета пройдет в 2 градусах южнее Плеяд. До 26 мая Меркурий перемещается прямым движением, а затем проходит точку стояния и переходит к обратному движению по небесной сфере. Продолжительность его вечерней видимости достигает максимума (1 час 25 минут на широте Москвы) к началу второй декады месяца. В эти дни Меркурий виден после захода Солнца над северо-западным горизонтом в виде желтой звезды с блеском около 0m. Поскольку эклиптика в вечерние часы мая располагается под большим углом к горизонту, то и Меркурий максимально использует свое удаление от Солнца, оставаясь над горизонтом максимально продолжительное время для текущей элонгации. Но, не смотря на благоприятное расположение на небесной сфере, блеск планеты во второй половине месяца станет быстро уменьшаться и к концу месяца не превысит +4m. С таким блеском он может быть найден только в бинокль и лишь в южных районах страны. Венера (-3,7m) в мае не видна. Она перемещается прямым движением по созвездию Овна, 19 мая переходя в созвездие Тельца. Угловое расстояние планеты от Солнца сокращается за месяц от 10,5 до 2,5 градусов. Венера находится близ верхнего соединения с Солнцем, и к концу месяца доступна для наблюдений только космическому телескопу SOHO. Марс наблюдается по вечерам в созвездии Рака в виде звезды с блеском +1,4m. Продолжительность его видимости за месяц сокращается с 5 до 2 часов. Видимый диаметр планеты уменьшается до 5 угловых секунд, поэтому в телескоп на его поверхности можно разглядеть лишь наиболее крупные детали. 22 - 23 мая Марс пройдет по северной части звездного скопления Ясли (М44). Юпитер восходит после местной полуночи на юго-востоке, и виден в виде яркой звезды (-2,4m) в течение 2 часов в начале месяца и 3 часов - в конце. Планета весь месяц находится в созвездии Стрельца, перемещаясь прямым движением до 9 мая, а затем меняя его на попятное. Сатурн за месяц снижает видимость с 6,5 до 3,5 часов. Планета находится в созвездии Льва в 2,5 градусах к востоку от Регула, 3 мая меняя попятное движение на прямое. Уран можно наблюдать предрассветные часы от нескольких минут в начале месяца до 1 часа - в конце. Нептун увеличивает видимость от 1 до 1,5 часов. Обе планеты могут быть найдены в бинокль с помощью звездных карт (имеющихся в КН за апрель) в созвездиях Водолея и Козерога, соответственно. Из комет до 11m любители астрономии смогут наблюдать P/Holmes (17P), McNaught (C/2006 Q1) и Boattini (C/2007 W1). Первая из них весь месяц будет находиться в созвездии Возничего, а две другие большую часть мая будут перемещаться по созвездию Гидры. Астероиды месяца представлены 5 светилами до 10m. Ярче других будет Веста (8,2m). Блеск остальных 4 астероидов составит от 9 до 10m. За месяц с территории России (согласно http://www.asteroidoccultation.com) можно будет наблюдать 3 покрытия звезд астероидами. Максимума блеска достигнут 7 долгопериодических переменных звезд, самыми яркими из которых будут Х Змееносца (5,9m) - 8 мая и R Девы (6,1m) - 23 мая. RU Геркулеса - 9 мая, RS Девы - 15 мая, R Дракона - 16 мая, Т Б. Медведицы - 17 мая и R Лисички - 23 мая достигнут блеска 6,5 - 7m. Основной метеорный поток мая - эта-Аквариды. Ясного неба и успешных наблюдений!

Календарь наблюдателя на май 2008 года в формате Word (0,3 Мб)