Hubble обнаружил метан в атмосфере экзопланеты Hubble обнаружил метан в атмосфере экзопланеты
20.03.2008 11:23 | Н.Т. Ашимбаева/ГАИШ, Москва

Орбитальный Космический телескоп Хаббла впервые обнаружил органическую молекулу в атмосфере экзопланеты, имеющей размеры Юпитера. Это очень важный шаг в поиске жизни вне Солнечной системы.

Измерения, благодаря которым было сделано открытие, были проведены в мае 2007 года с помощью инфракрасной камеры и спектрометра Hubble's Near Infrared Camera and Multi-Object Spectrometer (NICMOS) .

Обнаруженная молекула - молекула метана, одна из простейших органических молекул. Она не свидетельствует о наличии жизни, но служит тем кирпичиком, благодаря которому возможно возникновение более сложных биологических форм. Кроме того, наблюдения подтвердили также и существование молекул воды в атмосфере планеты, найденные ранее телескопом Spitzer Space Telescope в 2007 году.

Обнаружить молекулы и вообще атмосферу у планеты - не так легко. Планета находится очень близко к своей звезде, так что их изображения разделить невозможно. Однако когда планета проходит между звездой и наблюдателем, то свет от звезды проходит через атмосферу планеты, которая поглощает часть света. Такой метод исследования уже получил устойчивое выражение transit method - транзитный метод. Метан хорошо поглощает свет в инфракрасном диапазоне, поэтому на наблюдаемом спектре видны затемнения в соответствующих местах. Только молекулв воды не могли объяснить все особенности наблюдаемого спектра. Добавочный вклад от молекул метана хорошо ложится на картинку.

Спектр подобен отпечаткам пальцев: мы можем узнать не только присутствие того или иного элемента, но и сказать сколько его, и даже в некоторых случаях и определить его температуру.

Планета HD 189733b была открыта в 2005 году и расположена на расстоянии 63 световых лет в созвездии Vulpecula (Лисичка). Она очень массивна, представитель планет типа горячий Юпитер, находится очень близко к родительской звезде, поэтому период ее обращения по орбите составляет всего 2 дня. Атмосфера планеты нагрета до 1700 градусов по Фаренгейту (примерно точка плавления серебра), поэтому она наверняка непригодна для жизни.

Это открытие стало сюрпризом, т.к. стандартная модель горячих планет не предсказывает его в таком количестве. Это говорит о том, что мы еще не представляем реальной картины строения атмосфер экзопланет.

Но, несмотря на это, наблюдения доказали принципиальную возможность обнаружения с помощью методов спектроскопии планет, имеющих размеры типа Земли, и, возможно, вращающихся вокруг темных красных карликов. Конечная цель таких исследований - обнаружение простейших органических молекул атмосферах планет в так называемой обитаемой зоне у других звезд, где температура такова, что вода может находиться в жидком состоянии, а не в виде льда или вообще испариться.

Эти наблюдения важный шаг к понимаю условий, таких как температура, давление, ветры, облака и пр., а также химический состав, при которых может возникать жизнь.

Это очень важно, что с помощью имеющегося на данный момент оборудования можно исследовать атмосферу планеты на расстоянии более чем 600 триллионов километров. Это дает нам большие надежды на будущее: космические аппараты следующего поколения, а также строящиеся наземные телескопы, существенно расширят наше понимание этой проблемы.

Публикации с ключевыми словами: HST - Планеты у других звезд - жизнь во Вселенной