Астрономическая неделя с 29 октября по 4 ноября (вспышка кометы 17P/Holmes) Астрономическая неделя с 29 октября по 4 ноября (вспышка кометы 17P/Holmes)
27.10.2007 21:20 | Александр Козловский

Данная неделя пройдет под знаком кометы Холмса 17P. Она была открыта 6 ноября 1892 года Холмсом (Лондон) в созвездии Андромеды неподалеку от галактики М31. Период обращения кометы оказался равен 7 годам и за истекшие сто лет комету наблюдали в 10 возвращениях из 17 возможных. После возвращения 1906 года комета была утеряна и не наблюдалась до 1964 года. В этом году 16 июля она была переоткрыта Э. Ремер (Флагстафф) на фотопластинке, полученной при помощи 100-см рефлектора по эфемериде Марсдена, как объект 19,2m с почти звездообразной комой. После этого 17P/Holmes наблюдалась каждые 7 лет по мере прохождения очередного перигелия. Но во всех из них комета была весьма слаба (18 19m) и наблюдалась лишь в сильные телескопы. В 2007 году комета в 17 раз возвратилась к Солнцу и по прежнему не отличалась блеском. 4 мая она прошла перигелий на расстоянии 2 а.е. и начала удаляться от центрального светила постепенно уменьшая и без того слабый блеск (16m). Но 24 октября жизнь кометы круто изменилась, а в Солнечной системе произошло событие чрезвычайной редкости. 17P/Holmes за сутки увеличила блеск на 14 звездных величин (в 400000 раз !!), достигла блеска 3m и стала видимой невооруженным глазом! В момент вспышки комета находилась в созвездии Персея, что сразу преобразило его присутствием новой звезды желтого цвета! Она сияла примерно в 3 градусах левее звезды дельта Персея, и многие любители астрономии, заметив изменение в очертаниях созвездия, несомненно, приняли ее за вспышку новой звезды. Некоторые даже поспешили дать телеграмму в астрономические обсерватории мира об этом. Автор этих строк узнал о комете из сети Интернет (по сообщению известного астрономического форума Звездочета http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,32377.0.html). Небо было ясным, хотя и залитым светом почти полной Луны. Созвездие Персея находилось достаточно высоко в северо-восточной части неба, и единственный взгляд на него позволял убедиться в появлении нового небесного объекта. Следует отметить, что до этой кометы внимание любителей астрономии было приковано к комете LONEOS (C/2007 F1), блеск которой составляет к настоящему времени составляет 5,5m. Эта комета тоже должна быть видна невооруженным глазом, но яркая Луна не позволяет наблюдать ее без применения оптических средств. Но вспышка кометы 17P/Holmes, естественным образом сменила приоритет самой яркой кометы осени 2007 года. Некоторые наблюдатели наблюдали ее даже сквозь дымку. В телескоп она представляла из себя размытую звезду желтого цвета с угловым диаметром около 10 секунд дуги, отдаленно напоминая планету Меркурий. Первые же наблюдения показали, что комета будто распадается на части. Было, по крайней мере, одно наблюдение 4 разделившихся фрагментов. Но через час после начала наблюдений небо заволокло облаками, и подтвердить фрагментацию кометы не удалось. Другие наблюдатели даже в более сильные инструменты не подтвердили наличие распадающихся компонентов кометы. Тем не менее, при фотографировании в других областях спектра и при цифровой обработке изображений кометы все же удалось заметить фрагментацию центральной части. Это означает что комета, возможно, столкнулась с другим небесным телом или какие-либо другие процессы заставили ее резко увеличить свой блеск. Пока ученые разгадывают тайны 17P/Holmes, любой желающий при ясной погоде может увидеть одно из самых редких явлений на небе - вспышку кометы, видимую невооруженным глазом. Несомненно, что созвездие Персея теперь надолго станет объектом всеобщего внимания. Известный наблюдатель комет из Японии Seiichi Yoshida по данным наблюдений кометы астрономами всего мира составил наглядный график изменения блеска кометы за истекший период наблюдений, отметив также предположительное падение блеска на период до середины 2008 года. Но как видим, кометы весьма непредсказуемые объекты, и как поведет себя комета в дальнейшем, покажут наблюдения. Вероятнее всего, спустя совсем немного времени, комета начнёт резко ослаблять свой блеск, пока, наконец, не вернётся к первоначальному его уровню. Пока же по данным наблюдателей комета обнаруживает значительные изменения. Вокруг ядра кометы образовалась расширяющаяся оболочка, которая к вечеру 26 октября уже имела размер 4 угловые минуты! В центре комы наблюдалось яркое звездообразное ядро и яркая центральная диффузная часть желтого цвета, достигающая 1 угловой минуты. За пределами комы наблюдается гало зеленоватого цвета, простирающееся в два раза дальше, чем сама кома. Наблюдения продолжаются. Уже получены спектры кометы. Их анализ позволить пролить свет на необычное поведение кометы. Расстояние от Земли до кометы составляет 1,63 а.е., и продолжает увеличиваться. Тем не менее, блеск 17P/Holmes будет сохраняться доступным невооруженному глазу несколько недель. Поэтому каждый желающий сможет наблюдать это редкое и удивительное астрономическое явление. Весь ноябрь виновница вспышки будет находиться в Персее близ звезды альфа этого созвездия. Путь кометы за этот период можно проследить по прилагаемой карте. Наблюдайте комету 17P/Holmes! Возможно, и Вам посчастливится уловить нечто необычное в ее поведении! Проследить за дальнейшими событиями вам позволят Ссылки на ресурсы, где имеется свежая информация по комете 17P/Holmes: http://www.aerith.net/comet/weekly/current.html , http://www.ka-dar.ru/forum/index.php/topic, 415.30.html , http://www.nevski.nm.ru/Rus/comet/ , http://www.spaceweather.com/ , http://severastro.narod.ru/index.htm , http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,32377.0.html . Луна за описываемый период пройдет по созвездиям Тельца, Близнецов, Рака и Льва. При наблюдениях поверхности ближайшего к Земле небесного тела в телескоп, лунные объекты Вам поможет отождествить карта Луны. Яркое ночное светило, находящееся на небе большую часть ночи, заставит перенести на другое время наблюдения туманных объектов, кроме, естественно, кометы Холмса. Из планет дольше всех на ночном небе находится Марс. Венера и Сатурн соседствуют в 15 градусах друг от друга на утреннем небе. Правее их находится Регул, поэтому светлеющий восток украшают сразу три ярких светила. Левее Венеры у юго-восточного горизонта наблюдается Меркурий (за час до восхода Солнца). После захода Солнца на юго-западе около часа сияет Юпитер. Уран и Нептун можно наблюдать с вечера в южной части неба. Для их поисков понадобится бинокль. Ясного неба и успешных наблюдений!

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 19 градусов (на середину недели). В таблице приводятся моменты начала и конца гражданских (Грж.) и навигационных (Нав.) сумерек, а так же восход, заход Солнца и долгота дня для Москвы.

дата Нав.  Грж.  Восход Заход  Грж. Ночь  Дол.дня
 29 05:51 06:41  07:28 16:57  17:43 18:33  09:28
 30 05:53 06:43  07:30 16:55  17:41 18:32  09:24
 31 05:55 06:45  07:32 16:52  17:39 18:30  09:20
 1  05:57 06:47  07:34 16:50  17:37 18:28  09:15
 2  05:58 06:49  07:36 16:48  17:35 18:26  09:11
 3  06:00 06:51  07:38 16:46  17:33 18:24  09:07
 4  06:02 06:53  07:41 16:44  17:31 18:22  09:03

Видимый диаметр Солнца составляет 32'13" (на середину недели). Дневное светило движется по созвездию Девы, 31 октября переходя в созвездие Весов.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 2 ноября. В таблице указаны моменты восхода, верхней кульминации, захода, высота верхней кульминации, фаза, радиус и экваториальные координаты Луны на момент верхней кульминации для Москвы. Лд либрация Луны по долготе, Лш либрация Луны по широте, Дт долгота утреннего терминатора (либрации даются на 00:00 для Москвы).

дата Восх  ВК   Заход ВКг. фаза  радиус   координаты (ВК)    Лд    Лш      Дт
 29 18:07 02:52 12:42 +61o 0,88  16'29"   04:51,1  +27o03'  5,1    -6,0   119,6
 30 19:20 03:57 13:42 +62o 0,79  16'15"   05:59,9  +27o34'  6,8    -5,6   131,8
 31 20:47 04:59 14:17 +60o 0,69  15'59"   07:05,7  +26o01'  7,9    -4,8   144,1
 1  22:18 05:56 14:38 +57o 0,58  15'43"   08:06,6  +22o47'  8,5    -3,7   156,3
 2  23:45 06:47 14:50 +53o 0,47  15'28"   09:02,0  +18o21'  8,7    -2,5   168,5
 3    -   07:34 14:59 +47o 0,37  15'15"   09:52,7  +13o07'  8,4    -1,1   180,7
 4  01:07 08:17 15:06 +42o 0,27  15'05"   10:39,7  +07o25'  7,7     0,4   192,9

30 октября Луна при фазе 0,72 пройдет в 3,2 гр. севернее Марса, а 4 ноября при фазе 0,28 - 1,8 гр. южнее Сатурна.

Меркурий. Планета всю неделю находится в созвездии Девы в 3-4 градусах севернее самой яркой звезды созвездия - Спики. Наблюдается Меркурий в течение часа над юго-восточным горизонтом на фоне утреннего сумеречного сегмента. Угловое расстояние планеты от Солнца к концу недели возрастет до 18 градусов, а видимый диаметр уменьшится до 8 секунд дуги. Не смотря на уменьшение видимых размеров, блеск Меркурия растет, увеличиваясь с +2,5m в начале недели до 0m - в конце. Фаза планеты имеет значение 0,2, а в телескоп виден узкий серп, похожий на серп убывающей Луны (при прямом изображении). Космический корабль Мессенджер продолжает полет к самой близкой к Солнцу планете.

Венера. Планета видна по утрам над восточным горизонтом около четырех часов при блеске -4,4m (в созвездии Льва). Угловое расстояние Венеры от Солнца придерживается значения 46 градусов в течение всей недели. Планету видно днем и невооруженным глазом. В телескоп Венера наблюдается в виде полудиска с фазой 0,52, а видимый диаметр ее на середину недели составляет 23 угловые секунды. На орбите вокруг Венеры находится аппарат Венера-Экспресс.

Марс. Планету можно наблюдать 11 часов в созвездии Близнецов (близ звезды эпсилон этого созвездия) в виде яркой звезды с блеском 0,6m. Восходит Марс после окончания вечерних сумерек в северо-восточной части неба, а под утро виден высоко на юго-западе. В любительские телескопы виден оранжевый диск, превышающий 12 угловых секунд, а также различные детали на поверхности. Идет самый благоприятный период 2007 года для наблюдений планеты. Расстояние до планеты составляет уже 0,75 а.е., и продолжает сокращаться. Спутники Марса (Фобос и Деймос) очень слабы (12-13m), поэтому доступны только крупным любительским телескопам. Марс изучают с орбиты несколько искусственных спутников, а марсоходы Спирит и Оппортьюнити изучают окружающую среду.

Юпитер. Планета-гигант находится в созвездии Змееносца близ границы с созвездием Скорпиона, медленно перемещаясь прямым движением. Наблюдается Юпитер по вечерам у юго-западного горизонта (около часа) в виде яркой желтой звезды (-1,8m). Хотя видимый диаметр планеты самый большой среди всех планет - 33 угловые секунды, но из-за низкого положения над горизонтом телескопическое изображение замывается воздушными потоками. Тем не менее, 4 галилеевых спутника Юпитера еще можно рассмотреть в телескоп или сильный бинокль. Конфигурации спутников на каждый день, можно найти в КН на октябрь и КН на ноябрь.

Сатурн. Планета находится в созвездии Льва в полутора десятках градусов западнее Венеры, медленно перемещаясь прямым движением. Блеск Сатурна составляет +0,7m, поэтому он не отличим от ближайших ярких звезд. Продолжительность видимости планеты составляет более 5,5 часов. Угловые размеры Сатурна придерживаются значения 17 секунд дуги, а кольца - 38 угловых секунд. Планету и систему ее спутников изучает аппарат Кассини. Подробности о космических исследованиях - в рассылке Астрономия для всех: небесный курьер.

Уран. Видимость планеты (m= +6,0, d= 3,6 угл. сек.) в средних широтах составляет 8,5 часов, но на этой неделе будет не лучший период для поисков Урана невооруженным глазом (из-за яркой Луны). Наблюдается Уран в созвездии Водолея в южной и юго-западной части неба, двигаясь попятно между звездами фи Aqr (+4,2m) и лямбда Aqr (+3,7m). Зеленоватый диск планеты можно различить в телескоп с увеличением 100 крат.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,3 угл. сек.) находится в созвездии Козерога, также как и Уран (в 26 градусах западнее его), перемещаясь попятно на фоне звезд. Но 31 октября Нептун пройдет точку стояния и сменит попятное движение на прямое. Наблюдения планеты (в бинокль или телескоп) можно проводить первую половину ночи, а продолжительность ее видимости составляет 6 часов (в средних широтах). Синеватый диск планеты можно различить в телескоп с увеличением 100-120 крат.

Плутон. Карликовая планета (+14m) находится в созвездии Стрельца на границе с созвездием Змеи.

Планеты на 1/ 11/ 2007 00:00 для Москвы. Эпоха 2000.0 (для Луны расстояние в радиусах Земли).

Прямое восх.       Склонение     Блеск  Расст. а.е.  Видимость Восх   ВК   Заход
Ceres      03h 16m 15.4s     +08o20'28.3"   +7,1   1,852601     12:36 ну  18:09 01:06 07:59
Flora      04h 02m 46.5s     +09o50'06.8"   +8,0   0,915643     11:59 ну  18:46 01:53 08:55
МАРС       06h 47m 56.3s     +23o57'07.2"   -0,6   0,770374     10:58 ну  19:47 04:38 13:26
ЛУНА       07h 54m 58.7s     +23o28'57.4"   -10,7  59,361989    08:27 ну  22:18 05:56 14:38
САТУРН     10h 34m 38.7s     +10o31'04.0"   +0,7   9,681370     05:27 у   01:17 08:24 15:30
ВЕНЕРА     11h 29m 32.1s     +03o46'03.8"   -4,4   0,716469     03:51 у   02:54 09:20 15:45
МЕРКУРИЙ   13h 28m 31.1s     -07o48'42.3"   +0,9   0,782803     00:44 у   06:00 11:17 16:34
СОЛНЦЕ     14h 22m 19.6s     -14o09'34.1"   -26,0  0,992692     09:15     07:34 12:13 16:50
ЮПИТЕР     17h 14m 18.3s     -22o44'53.4"   -1,8   5,971087     00:56 в   11:29 15:03 18:36
Vesta      18h 25m 33.1s     -24o49'56.1"   +7,6   2,563097     01:50 в   13:00 16:15 19:29
НЕПТУН     21h 26m 52.2s     -15o20'15.3"   +7,9   29,834308    06:04 вн  14:45 19:14 23:43
Pallas     22h 05m 39.3s     -06o57'30.8"   +9,2   2,631827     07:39 вн  14:31 19:53 01:19
УРАН       23h 05m 34.6s     -06o41'07.8"   +6,0   19,482847    08:41 вн  15:29 20:52 02:20

Сближения менее 20 градусов у светил 1 ноября 2007 00:00 (мск)    :
+03o 26,9' :   МЕРКУРИЙ - Спика
+05o 02,2' :   ЛУНА - Поллукс
+06o 36,2' :   САТУРН - Регул
+10o 27,9' :  Flora - Альдебаран
+10o 50,7' :   ЮПИТЕР - Антарес
+11o 01,5' :   ЛУНА - Ясли(рас.скопл.)
+11o 34,8' :  Ceres - Flora