На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

V. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПО АСТРОНОМИИ

М.М.ДАГАЕВ

НАУЧНО-ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ АСТРОНОМИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ В ШКОЛЕ

Несмотря на высокое развитие инструментальных средств наблюдения, до сих пор не потеряло своего значения наблюдение некоторых объектов и явлений простейшими средствами.

К таким объектам и явлениям относятся в первую очередь переменные звезды, метеоры, серебристые облака, полярные сияния и, частично, Солнце.

Хотя серебристые облака и полярные сияния принадлежат к геофизическим явлениям, тем не менее они представляют и для астрономии большой интерес, поскольку развиваются под действием космических факторов. Строго говоря, метеоры также должны быть отнесены к разряду геофизических явлений, так как их вспышки происходят в земной атмосфере, хотя сами метеорные частицы принадлежат к космическим телам.

Наблюдения метеоров, серебристых облаков и полярных сияний имеют огромное значение для изучения физических свойств земной атмосферы, и поэтому их следует рекомендовать в первую очередь. Надо иметь в виду, что для всестороннего и полного изучения свойств земной атмосферы нужен прежде всего массовый наблюдательный материал. Собрать такой материал не в состоянии одни специалисты -астрономы и геофизики, но зато он вполне может быть получен силами любителей астрономии и учащихся средних школ.

В связи с проведением Международного геофизического года интерес школьников к вопросам исследования природы Земли и космоса неизмеримо возрос. Долг каждого учителя физики и астрономии использовать это и организовать школьников на массовые наблюдения и тем самым помочь ученым собрать обширный материал, на основе которого будут сделаны важные научные обобщения в области исследования земной атмосферы.

Вместе с тем необходимы массовые наблюдения солнечной активности, потому что она оказывает решающее влияние на состояние земной атмосферы. Бурные процессы, происходящие на солнечной поверхности и в солнечной атмосфере, воздействуя на земную атмосферу, вызывают полярные сияния, магнитные бури, возмущают слои озона и ионосферы, нарушают радиосвязь, индуцируют посторонние мешающие электрические токи в проводах телефонной и телеграфной связи. Постоянные наблюдения солнечной активности могут быть организованы в школах, в распоряжении которых имеются хотя бы небольшие телескопы, в том числе и школьные телескопы конструкции Д. Д. Максутова.

Наблюдения метеоров, серебристых облаков и полярных сияний могут производиться даже без всяких инструментов, просто невооруженным глазом, хотя для более квалифицированных наблюдателей желательно применение фотоаппаратов, биноклей или небольших телескопов.

Наблюдение переменных звезд не имеет отношения к изучению земной атмосферы, но важно для изучения различных типов звезд, и в особенности -нестационарных, т. е. физических переменных звезд. Здесь тоже необходимы массовые наблюдения, которые не могут быть выполнены силами астрономов-специалистов. Достаточно отметить, что к настоящему времени известно около 14000 переменных звёзд. Многие из них нуждаются в систематических наблюдениях с целью уточнения амплитуды и периодов переменности. Кроме того, имеется несколько сотен звезд, заподозренных в переменности, и систематические наблюдения должны окончательно решить вопрос об их принадлежности к тому или иному типу звезд.

Итак, для школьников имеется широкое поле деятельности в науке, и их наблюдения при условии массовости, безусловно, окажут специалистам большую помощь и принесут науке пользу. Только нужно твердо помнить два замечательных правила, на которых базируются наблюдательные работы:
первое -начатые наблюдения нельзя оставлять неоконченными, а следует доводить до конца;
второе -ни одно наблюдение не должно быть затерянным, оно обязательно должно подвергнуться научной обработке.
Если сам наблюдатель по тем или иным причинам не в состоянии произвести обработку наблюдений, он обязан отослать их результаты в соответствующее учреждение. Лучше всего, если учителя и школьники будут отсылать свои наблюдения в отделения Всесоюзного астрономо-геодезического общества при Академии наук СССР, адреса которых приводятся в конце этой статьи.

Наблюдения перечисленных выше объектов и явлений имеют свою специфику, на которой мы кратко здесь и остановимся.

<< Предыдущая