На первую страницу Преподавание астрономии в школе (сборник статей)
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ

Задачи дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в советской общеобразовательной школе требуют постоянной заботы педагогической общественности об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта и об улучшении на этой основе содержания и методики преподавания каждого предмета. Это в полной мере относится и к астрономии.

В течение последних нескольких лет наметилось определенное улучшение преподавания астрономии в школе. Этому содействовало совершенствование про граммы и приближение ее требований к задачам и реальным условиям преподавания астрономии.

Можно только приветствовать введение в последнем варианте программы обязательных практических занятий по астрономии, делающих преподавание этого предмета более конкретным, связанным с наблюдениями изучаемых явлений и объектов. Проводится работа по улучшению учебника. Выпущены учебные таблицы по астрономии, которыми можно иллюстрировать основные разделы курса. В значительных количествах стали поступать в продажу диапозитивы и диафильмы, учебные кинофильмы по астрономии. Производятся армиллярные сферы, теллурии и другие пособия.

Особо следует отметить, что отечественная промышленность с каждым годом увеличивает выпуск учебно-школьных телескопов. Приобретение этих приборов многочисленными школами открыло перед учителями астрономии громадные возможности в иллюстрировании курса своего предмета соответствующими наблюдениями. Отрадно также, что в последнее время стали чаще издаваться работы по вопросам методики преподавания астрономии. Все это, безусловно, способствует устранению формализма в преподавании астрономии и делает работу учителя более продуктивной.

Однако было бы ошибкой не видеть за всем этим или умалять те серьезные недостатки, которые мешают учителю поднять научный и методический уровень преподавания астрономии на должную высоту. И самым серьезным препятствием в деле подъема преподавания астрономии является все еще имеющаяся некоторая недооценка образовательного значения этого предмета. А между тем совершенно очевидно, что формирование материалистического мировоззрения учащихся немыслимо без овладения ими определенной суммой конкретных знаний из современной науки о Вселенной. Изучение этого предмета вступающей в жизнь молодежью, безусловно, явится мощным средством утверждения научного мировоззрения в народных массах. Но успешно решить задачи познавательно-мировоззренческой и отчасти политехнической подготовки молодежи учитель астрономии сможет лишь при наилучшей постановке преподавания своего предмета.

В деле улучшения преподавания астрономии в школе огромную роль должно играть своевременное изучение, обобщение и распространение опыта передовых учителей. Ведь если опыт лучших учителей астрономии ста нет достоянием широких масс учительства, то качество преподавания этого предмета и уровень кружковой и массовой работы по астрономии существенно выиграют. Для решения этой задачи и предназначен настоящий сборник. В процессе подготовки сборника составителем было выявлено большое количество примеров образцовой постановки преподавания астрономии в школе. Живо и интересно в ряде мест страны ведется массовая кружковая и научно-любительская работа по астрономии среди учащихся. Особенно много примеров творческого решения задач внеклассной и внешкольной работы по астрономии выявлено в связи с проведением Международного геофизического года.

Предлагаемый сборник, конечно, не охватывает всех вопросов, которые волнуют учителей астрономии. В нем, например, совершенно не освещены вопросы связи в преподавании астрономии и физики, астрономии и математики, а также не получили всестороннего рассмотрения вопросы наглядности в преподавании астрономии и т. д. Эти, а также многие другие вопросы будут раскрыты в следующем выпуске сборника, где будут помещены также статьи учителей, опыт которых окажется достаточно поучительным.

Настоящий сборник для удобства разбит на ряд разделов.

В первом из них помещено три статьи. В статье чл.-корр. АПН РСФСР проф. Б. А. Воронцова-Вельяминова (Москва, Пединститут имени В. П. Потемкина) рассмотрены вопросы содержания обучения по астрономии. В статье проф. П. И. Попова (Москва, Пединститут им. В. И. Ленина) даются весьма ценные советы по вопросам методики преподавания астрономии. С. Е. Каменецкий (Москва, школа N 212) делится опытом использования научно-популярной литературы по астрономии.

Во второй раздел вошли три статьи. В статье Н. К. Семакина (Москва, школа N 500) рассматриваются вопросы планирования, оборудования, содержания и методики проведения практических занятий по астрономии. Ж. И. Ганин (г. Иджеван Армянской ССР) делится опытом устройства и использования астрономо-географической площадки в процессе преподавания астрономии и географии в средней школе. Н. М. Митрофанов (Москва, Институт методов обучения АПН РСФСР) приводит опыт фотографирования Солнца и Луны с помощью школьного телескопа Максутова.

В третий раздел включены три статьи. Ф. Ю. Зигель (Московский планетарий) рассматривает возможности использования аппарата "Планетарий" в преподавании астрономии. А. Д. Могилко (Москва, Пединститут им. В. И. Ленина) описывает ряд оригинальных самодельных приборов и пособий по астрономии. Г. Г. Ленгауэр (Ленинград, Пулковская обсерватория) описывает плоскостные наглядные пособия с подвижными деталями, которые можно устроить в условиях любой школы.

В четвертый раздел вошли две статьи. Н. К. Семакин рассматривает в своей статье вопросы связи в преподавании астрономии и физической географии. И. Л. Кухтин (Москва, школа N 3) описывает освещение некоторых вопросов астрономии на уроках истории в V-VII классах.

Пятый раздел состоит из пяти статей. М. М. Дагаев (Москва, Пединститут им. В. П. Потемкина) в своей статье дает ценные советы по вопросам организации научно-любительских наблюдений в школе. В. В. Мартыненко (г. Симферополь, Областная станция юных техников), И. Ф. Боярченко (г. Луганск, Педагогический институт), В. А. Шишаков (Московский планетарий) и Е. П. Левитан (Москва, школа N 30) делятся опытом организации и ведения внеклассной и внешкольной работы по астрономии.

В конце книги даются некоторые полезные советы учителю астрономии.

Читателям, желающим поделиться своим опытом преподавания астрономии в школе, следует установить связь с составителем сборника по адресу: Москва, Б-64, Лобковский переулок, 5/16, Институт методов обучения АПН РСФСР, лаборатория методики физики, Н. К. Семакину.

Учитывая, что издание настоящего сборника не имеет прецедента и, безусловно, не свободно от недостатков, желательно по указанному адресу получить отзывы учителей о содержании и практической ценности помещаемых в нем работ, а также о сборнике в целом.

<< Предыдущая