Новая загадка рентгеновского источника в RCW 103 Новая загадка рентгеновского источника в RCW 103
30.07.2006 16:59 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

На наших глазах возникла новая астрофизическая загадка. Кто, как и когда ее разрешит?

RCW 103 – молодой остаток сверхновой в созвездии Наугольника. Его возраст около 2000 лет. Остаток удален от нас примерно на 6.5 Кпк. Рентгеновский источник в этом остатке был открыт рентгеновской орбитальной обсерваторией "Эйнштейн" в 1980 году и носит название 1E 161348-5055 (хотя чаше на него ссылаются как на "источник в RCW 103" или прост как на "источник в RCW 103").

Рентгеновских источников в остатках сверхновых известно достаточно много, в большинстве случаев это молодые горячие нейтронные звезды, испускающие тепловое излучение с максимумом в рентгеновском диапазоне. Но объект в RCW 103 имел интересную особенность: поток рентгена от него очень сильно менялся – на 1-2 порядка за несколько лет. Простая горячая нейтронная звезда так себя вести не могла.

Изменение среднего рентгеновского потока от источника RCW 103 за 1990-2004 гг. (слева) и его кривые блеска в 2001 и 2005 гг.(справа)

О природе этого источника много раз высказывались различные гипотезы. И вот новая загадка. У рентгеновского источника обнаружен период 6.67+/-0.03 часов (см. заметку С.Попова в еще не опубликованном 138-в выпуске обзоров astro-ph или оригинальный препринт astro-ph/0607173). В более ранних наблюдениях этого источника период так ясно виден не был.

Слева рентгеновское изображение остатка RCW 103 полученное XMM-Newton (слева) и кривая блеска источника (справа)

Что это может быть? Для периода можно предложить два объяснения: 1) осевой период вращения нейтронной звезды, 2) орбитальный период компактной двойной системы. Кроме того система могла быть одиночно или двойной, а в последнем случае сохранить двойственность при взрыве сверхновой или распасться. Сочетая эти возможности можно сразу предложить несколько моделей.

Думаю, что эта система принесет нам еще много интересного.

Публикации с ключевыми словами: остаток Сверхновой - рентгеновские источники - компактные объекты