На первую страницу | Оглавление | 1. Введение >>

Темная энергия вблизи нас

А.Д. Чернин

ГАИШ МГУ

Темная энергия - удивительный феномен природы - была впервые обнаружена в наблюдениях сверхновых звезд, вспыхивающих очень далеко от нас, на полпути к горизонту мира. Она создает "всемирное антитяготение", которое проявляется в ускоренном расширении Вселенной как целого. По этому глобальному эффекту темная энергия и была открыта двумя международными группами космологов-наблюдателей в 1998-99 годах. В 2000 г. мы показали, что темная энергия способна проявлять себя также и на очень близких расстояниях от Млечного Пути. Теория, предложенная в ГАИШ МГУ, объясняет феномен разбегания галактик в ближней Вселенной, остававшийся загадочным со времен открытия его Хабблом в 1929 г. Как оказалось, динамикой хаббловского потока управляет антитяготение темной энергии, которое заставляет галактики потока удаляться от Млечного Пути и друг от друга с ускорением. Наша теория вместе с современными высокоточными наблюдениями позволила обнаружить темную энергию в ближней Вселенной и дать независимую наблюдательную оценку ее плотности.

| Оглавление | 1. Введение >>