<< 2. Телескопы-роботы | Оглавление | 4. Наблюдение всплеска GRB030329 >>

3. Оптические наблюдения космических гамма-всплесков

С конца 2002 г. начались наблюдения оптического послесвечения гамма-всплесков, сопровождающиеся постоянной программной и аппаратной модернизацией системы. В табл. 1 мы приводим основные результаты этих наблюдений. Отметим, что за истекший период (с декабря 2002 по ноябрь 2004 г.) не было ни одного ночного (локальное ночное время) гамма-всплеска, сопровождающегося оптическим излучением. За исключением гамма-всплеска 29 марта 2003 г. везде мы даем только верхние пределы по звездной величине. Подчеркнем, что это всегда именно первые наблюдения квадрата ошибок гамма-всплеска в мире. В двух случаях имеем быстрое наведение телескопа через 105 с (GRB030601, GCN 2262) и 120 с (GRB030913, GCN 2394, GCN 2385). Следует подчеркнуть, что основное время задержки определяется временем обработки и передачи информации с космического гамма-телескопа (в данном случае HETE). Время "подъезда" телескопа не превышает 10-15 с. Рекордным по времени оказалось наведение за 85 с по сигналу с HETE (GCN2569).

Научное значение полученных пределов на оптический поток можно оценить следующим образом. На рис. 1 представлены все наблюдения (в фильтре R и нефильтрованные) оптического послесвечения гамма-всплесков, опубликованные в GCN (список использованных работ представлен на http://observ.pereplet.ru/pazh04lit.html). При этом звездные величины редуцированы в соответствии с потоком в гамма-диапазоне по отношению к всплеску GRB030329:

.

Пунктирными линиями ограничена область ожидаемого оптического потока. Попадание верхнего предела в эту область делает наблюдение интересным. Если же блеск оказывается меньше нижнего предела, можно говорить о "темном" гамма-всплеске. В эту область попали наши верхние пределы для GRB021219, GRB030414, GRB030416. Первая по времени точка относится к наблюдениям Аке-лофа (1999) в момент всплеска.

Рис. 7. "Синтетическая" кривая блеска, построенная по всем наблюдавшимся оптическим потокам в белом свете и в красном фильтре. По оси Y отложена звездная величина в R-фильтре, по оси X - время от момента вспышки в часах. Треугольниками показаны оптические пределы полученные МАСТЕРом. Наклон пунктирных линий соответствует закону падения блеска оптического послесвечения всплеска GRB030329 . Кружками показаны данные наблюдений по ссылкам, приведенным в приложении