8 колец Эйнштейна. Фото: NASA / ESA / A. Bolton (CfA) / and the SLACS Team Гравитационные космические кольца Эйнштейна
24.11.2005 20:08 | Александр Козловский

Международная группа астрономов, работающих по программе Слоановского линзового обзора (Sloan Lens Survey), обнаружила 19 новых гравитационных линз. Во время поисков они обработали сотни тысяч спектров эллиптических галактик, полученных при помощи космического телескопа Хаббл и снимков цифрового обзора неба - SDSS. Колоссальный труд! На 1000 галактик приходится 1 объект, который может быть гравитационной линзой. Суть гравитационных линз заключается в том, что массивное тело (квазар или галактика), находясь перед более далеким объектом, отклоняет потоки его излучения своей гравитацией. В результате, наблюдатель на Земле может видеть более далекий источник излучения, даже если его загораживает более близкий массивный объект. Этот объект выступает в качестве своеобразной линзы, фокусирующей излучение далекого объекта. Не смотря на то, что гравитационные линзы образуют ложное изображение далекого квазара или галактики, они позволяют увидеть те далекие объекты, которые не доступны без подобных космических телескопов. Впервые гравитационные линзы были обнаружены в 1979 году. Изучая радиоисточник в созвездии Большой Медведицы, ученые отождествили его с двумя слабыми звездами. При анализе их оптических спектров, выяснилось, что они открыли еще одну пару неизвестных квазаров. Но эта пара оказалась очень необычной. Из тысячи, известных на то время, квазаров, спектры у этих двух источников полностью совпали! Это было сенсацией, поскольку спектр каждого квазара уникален и неповторим, как отпечатки пальцев человека! Оставалось сделать вывод, что квазары-близнецы представляют из себя один объект, каким-то образом раздвоенный в виде космического миража. Так была обнаружена первая гравитационная линза, хотя Альберт Эйнштейн описал этот эффект еще в 1936 году. В честь великого физика, образованные в результате гравитационного линзирования световые кольца, стали называть кольцами Эйнштейна (есть еще кресты Эйнштейна, являющиеся разновидностью гравитационных линз). Ранее было известно всего три кольца Эйнштейна, которые можно было наблюдать в оптическом диапазоне. Теперь астрономы нашли еще 8 таких колец, которые входят в число 19 обнаруженных гравитационных линз. Общее число известных гравитационных линз - около сотни. Кольца Эйнштейна являются наиболее эффектными объектами, позволяющим оценить справедливость общей теории относительности. Они предоставляют уникальную возможность изучать самые большие галактики во Вселенной. Изучая дуги и кольца, созданные в результате гравитационного линзирования, астрономы могут точно измерить массу галактики, которая выступает в роли линзы. Но это еще не все. Гравитационные линзы, пожалуй, единственный надежный способ обнаружить присутствие темной материи, количество которой гораздо больше, чем видимого вещества. Темная материя является особой формой вещества, которое еще никто непосредственно не наблюдал. Астрономы делают вывод о ее существовании, измеряя гравитационное влияние на видимые источники излучения. Изучая наличие темной материи в галактиках, астрономы надеются постичь механизмы формирования этих галактик, образование которых начиналось вокруг неоднородных концентраций темной материи в ранней Вселенной. Кроме этого, изучая темную материю при помощи гравитационных линз, ученые смогут проверить теорию, согласно которой большие галактики образуются в результате столкновений карликовых галактик. Большую роль в этом могут сыграть кольца Эйнштейна, которые, помимо того, что являются ценным научным материалом для исследований, еще и удивительно красивы! По материалам http://astronomynow.com и http://www.universetoday.com
Публикации с ключевыми словами: наблюдательная проверка физических теорий - невидимое вещество - новости астрономии - гравитационное линзирование
Публикации со словами: наблюдательная проверка физических теорий - невидимое вещество - новости астрономии - гравитационное линзирование