Лила -  десятая планета Солнечной системы? Лила - десятая планета Солнечной системы?
30.07.2005 11:53 | О. С. Бартунов/ГАИШ, Москва

Обновление от 2 октября 2005г.

10 сентября на обсерватории Кека (Mauna Kea) был открыт спутник Ксены (Xena), так теперь называют (неофициально) десятую планету! Официальное название луны - S/2005 (2003 UB313) 1, но открыватели предпочитают название Габриeла (Gabrielle) в честь подруги Ксены (Xena) - героини популярного сериала "Зена - королева воинов".

Планета, которая пока названа как 2003UB313, была открыта астрономами Майком Брауном (Mike Brown, Калтех), Чадом Трухильо (Chad Trujillo, обсерватория Gemini) и Дэвидом Рабиновичем (David Rabinowitz, Йель) во время обзора, который проводится на автоматическом 48" (122 см) телескопе Самуэля Осчина (Samuel Oschin) обсерватории Паломар. Кстати, на этом же телескопе были открыты такие объекты Солнечной системы из пояса Койпера, как Седна (2003 год) и Квавар (2002 год). Открывателями планеты было предложено романтическое имя Lila (имя дочери Майка Брауна) и в настоящее время ожидается его утверждение Международным Астрономическим Союзом (IAU, см. новости об этом).

Планета была открыта на снимке, полученным 21 октября 2003, однако, только 5 января 2005 года было доказано, что этот объект является планетой и последние 7 месяцев астрономы изучали размеры и параметры орбиты планеты.

На последовательных фотографиях, полученных через 90 минут, кружочком выделено положение планеты, так что можно заметить ее смещение относительно звезд фона, которое, на самом деле, является не ее собственным движением, а результатом параллакса - движения Земли вокруг Солнца. Наблюдаемый эффект указывает на то, что объект находится значительно ближе, чем звезды фона.

Размер планеты можно найти по ее яркости, но для точного определения необходимо точно знать альбедо планеты, которое пока неизвестно. Следовательно, можно говорить только про нижнюю оценку размера планеты, которая оказывается порядка размера Плутона (диаметр около 2300 км). Майк Браун даже говорит, что новая планета может быть и в 1.5 раза больше Плутона. С другой стороны, так как инфракрасный космический телескоп Спитцера (Spitzer Space Telescope) не видит его, можно заключить, что новая планета не может быть более чем в 2 раза больше Плутона. Таким образом, новый объект, который является третьим по яркости в поясе Койпера и находится на расстоянии от Солнца в 97 раз дальше чем Земля и в 3 раза дальше чем Плутон, действительно претендует на звание десятой планеты Солнечной системы. Для сравнения, диаметр Квавара составляет около 1250 км, а Седны - 1600 км (см рисунок ниже).

Открытая планета сейчас находится на самой дальней точке своей орбиты и через 240 лет ближе всего подойдет к Солнцу - на расстояние в 36AU. Такое большое различие в расстояниях является следствием большого эксцентриситета орбиты (см. рисунок орбиты).

Прим.Ред.: Обратите внимание, на рисунке показаны орбиты планет-гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна, а также орбиты Плутона и 2003 UB313. Орбиты первых четырех планет практически круговые. А у эллиптических орбит самая близкая к Солнцу точка (перигелий) и самая удаленная (афелий) должны лежать на одной прямой с Солнцем по разные стороны от него. У Плутона это так, а у 2003 UB313 - нет. В чем дело?

Оказывается на рисунке изображены проекции орбит на плоскость (эклиптики) вблизи которой движутся все планеты Солнечной системы. А орбита Лилы имеет большой наклон i=44.177o и проекция сильно искажает форму орбиты. Пояснить эту ситуацию может чертеж из статьи в Википедии.

Утверждается, что планету можно наблюдать даже в очень продвинутый любительский телескоп. Координаты планеты можно получить с помощью службы эфемерид JPL. Для этого надо выбрать "Select target" и ввести "2003 UB313" в поле "Small bodies".

Информация об открытой планете все время обновляется и доступна на странице Майка Брауна.

Кстати, совсем недавно, был анонсирован новый объект 2003EL61 из пояса Койпера, также открытый во время этого обзора, но это уже совсем другая история.

Обновление:
Международный астрономический союз создал (см. анонс) специальную рабочую группу, которая должна выработать определение, что такое планета. До тех пор пока не будет понятно, является ли 2003 UB313 планетой или нет, вопрос об официальном названии не будет рассматриваться.

Обновление: Научная статья про открытие 10-й планеты доступна на сайте автора открытия.

Публикации с ключевыми словами: Пояс Койпера - планеты - Квавар - Седна