Обойдённые ядра

- устойчивые атомные ядра, лежащие в стороне от всех возможных путей образования тяжёлых ядер из более лёгких в процессе последовательного захвата последними нейтронов (см. Нейтронный захват. Происхождение химических элементов). Именно с этим обстоятельством связано возникновение термина обойдённые ядра. Среди устойчивых ядер О. я. наиболее богаты протонами. К ним относятся самые лёгкие из изотопов данного элемента, а из изобаров - обладающие наибольшими зарядовыми числами. Распространённость О. я., как правило, примерно на два порядка величины ниже, чем у близких к ним ядер, лежащих на пути нейтронного захвата (см. Распространенность элементов). К О. я. относятся: 74Se, 78Кг, 80Кг, 84Sr, 92Mo, 94Мо, 96Ru, 98Ru, 102Pd, 106Cd, 108Cd, 113In, 112Sn, 114Sn, 115Sn, 120Te, 124Xe, 126Xe, 130Ba, 132Ba, 136Ce, 138Ce, 144Sm, 152Gd, 152Dy, 158Dy, 162Er, 164Er, 168Yb, 174Hf, 180W, 184Os, 190Pt, 196Hg.

Почти все О. я. имеют чётное массовое число; исключениями явл. магическое ядро 115Sn (с магич. числом 50 протонов) и близкий к нему 113In. К О. я. следует также отнести два неустойчивых ядра - 138La и 180Та, с очень большими временами жизни (соответственно $1,1\cdot 10^{11}$ лет и свыше 1013 лет). Существование О. я. ставит проблему поиска и исследования процессов образования тяжёлых ядер, не связанных с захватом нейтронов.

Анализ наблюдаемой распространённости О. я. показывает, что они не могли образоваться в равновесных процессах на медленной эволюц. стадии развития звёзд. По-видимому, только на последней, катастрофич. стадии эволюции массивных звёзд (см. Гравитационный коллапс) могут реализовываться физ. условия, необходимые для формирования наблюдаемого обилия О. я. При этом образование О. я. в сбрасываемом веществе оболочки массивной звезды О. я. может происходить либо в результате взаимодействия нейтрино, испускаемых коллапсирующим ядром звезды, с веществом внутр. слоя её оболочки, либо в каком-то др. неравновесном процессе.

Лит.:
Франк-Каменецкий Д.А., Реакции (р, n) и (р, 2n) и происхождение обойдённых ядер, "Астрономический журнал", 1961, т. 38, в. 1, с. 91; Домогацкий Г. В., Надёжин Д. К., Образование обойдённых изотопов под действием нейтрино и возможная роль нейтрино в нук-леосинтезе, там же, 1978, т. 55, в. 3, с. 516.

(Д.А. Франк-Каменецкий, Г.В. Домогацкий)