<< Титульный лист | Оглавление | 2. Теория >>

1. Введение

Существование межзвездной пыли было доказано Трюмплером (R. Trumpler) в 1930 г. по ослаблению и покраснению света далеких звезд. Позднее была также обнаружена поляризация света звезд, вызываемая несферическими пылинками, ориентированными в некотором преимущественном направлении. В оптике пыль является в основном мешающим фактором, не позволяющим видеть многие интересные объекты и явления. Так, центр нашей Галактики заэкранирован пылью. В межзвездных облаках, являющихся ареной звездообразования, поглощение может достигать и более.

Но пыль для астрономов - это не только помеха, даже в оптике. Исследования межзвездного ослабления и поляризации света дают очень много полезной информации. Кроме того, как всякое нагретое тело, пыль излучает электромагнитные волны. Вблизи молодых звезд большой светимости и других мощных источников энергии температура пыли сравнительно велика, и она излучает в основном в ИК-диапазоне. Пик излучения холодной межзвездной пыли лежит в субмиллиметровом диапазоне длин волн. Наблюдения излучения пыли являются, в частности, важнейшим средством исследования областей звездообразования.

<< Титульный лист | Оглавление | 2. Теория >>