<< 9. Спутники Земли | Оглавление | 11. Кометы >>

10. Спутники малых планет

К концу 2003 г. среди малых планет обнаружены более 30 двойных объектов, причем бинарные объекты открыты во всех популяциях малых тел - и среди околоземных астероидов, в Главном поясе астероидов, среди троянцев на орбите Юпитера, а также в поясе Койпера. Вообще, обнаружение двойных астероидов и спутников малых планет явилось замечательным открытием последних лет. Двойные, или бинарные, астероиды содержат почти равные или соизмеримые компоненты, вращающиеся вокруг общего центра масс. Другие астероиды имеют спутники, размеры которых в 10-40 раз меньше размеров основного тела. Первый спутник был открыт КА Галилео при пролете около астероида (243) Ида с диаметром 58 км. Спутник, впоследствии названный «Дактиль», имел 1,6 км в диаметре. Далее спутники были обнаружены еще у нескольких астероидов Главного пояса. Так, астероид (45) Евгения с размером 215 км имеет спутник с диаметром 13 км, который получил название «Маленький принц».

В отличие от них астероид Главного пояса (90) Антиопа имеет равные компоненты по 85 км в диаметре. Астероид (617) Патрокл, относящийся к группе троянцев, также состоит из двух почти одинаковых тел с диаметрами 105 и 95 км. Неожиданным стало то, что крупные компоненты Патрокла и Антиопы имеют практически одинаковые размеры. Столкновения астероидов обычно происходят с большими скоростями порядка 5 км/с. Однако в период образования астероидов отличие скоростей должно быть менее высоким, что могло бы привести к образованию таких крупных пар.

Ярким примером столкновительной системы является тройной астероид Главного пояса (87) Сильвия, основные компоненты которого имеют размеры 227 и 150 км и обращаются вокруг общего центра масс на расстоянии 250 км друг от друга. Спутник с размером 13.5 км находится от них на расстоянии 1200 км. Возраст системы оценивается в 60000 лет.

<< 9. Спутники Земли | Оглавление | 11. Кометы >>