| Оглавление  | Какова структура нашей Вселенной ? >>

Сколько лет нашей Вселенной ?

Возраст Вселенной представляет не только научный, но и мифологический и религиозный интерес. С научной точки зрения, Ньютон предполагал, что Вселенной всего несколько тысяч лет. Эйнштейн, разработчик Общей теории относительности, верил, что Вселенная вечна и говорить о ее возрасте бессмысленнно. Однако, в 1929 году были получены убедительные доказательства того, что в этом смысле Эйнштейн был не прав.

Очень массивное и старое скопление галактик, снимок с телескопа им. Хаббла

Прежде чем говорить дальше, необходимо объяснить одно понятие. Давайте представим проходящий поезд, как его слышит пассажир, стоящий на перроне. При приближении поезда звук от него становится все выше и выше. При удалении же, он сначала высокий, но становится все ниже и ниже. Такое кажущееся изменение частоты звука при приближении и удалении поезда называется эффектом Доплера.
   Эффект Доплера имеет место не только для звука, но и для света. Если источник излучения удаляется от наблюдателя, то свет, принимаемый наблюдателем, будет иметь большую длину волны, чем в системе отсчета, связанной с источником света. В 1929 году были проведены наблюдения далеких галактик, которые показали, что свет от них ведет себя как раз так, как будто эти галактики удаляются он нас. И раз почти все галактики, которые мы наблюдаем (а особенно это верно для далеких галактик) удаляются он нас, то из этого следует, что наша Вселенная расширяется. Ее расширение можно представить как раздувание надуваемого шарика.
   Если Вселенная действительно расширяется, то откуда она расширяется ?
   Задумавшись над этим вопросом, можно понять, что, возможно, возраст Вселенной конечен и она не вечна, как хотел считать Эйнштейн.
   Но в этом случае, каков же возраст Вселенной ?
   Из экспериментов по радиоактивности можно выяснить, что, скорее всего, возраст Земли и всей солнечной системы порядка 4.5 миллиардов лет, что означает, что Вселенная должна быть как минимум раза в два старше, поскольку до формирования солнечной системы должна была сформироваться наша Галактика, а это само по себе должно было занять несколько миллиардов лет.
   Резонно предположить, что наша Вселенная как минимум дважды старше, чем Солнце или Земля. Однако мы не можем проводить измерения по радиоактивному распаду на далеких звездах и галактиках. Максимум что мы можем делать это проводить множество различных измерений яркости, химического состава, расстояния до самых далеких звезд и галактик. Возраст самых старых скоплений звезд, по разным оценкам, составляет от 12 до 15 миллиардов лет.
   Так что можно сделать осторожную оценку возраста следующим образом: нашей Вселенной не менее 15, но скорее всего не более 20 миллиардов лет.
   На самом деле величина эта уточняется все больше и больше и становится известна все лучше и лучше.

| Оглавление  | Какова структура нашей Вселенной ? >>