<< Титульный лист | Оглавление | 1. Наблюдения на станции >>

Введение

Метеорный поток Персеид - одно из наиболее регулярно наблюдаемых явлений. Максимум потока приходится в ночь с 12 на 13 августа и наблюдается еще долгое время до и после максимума.

Существование регулярной активности в августе было установлено в 30-х годах XIX века [Ловелл Б., 1958]. Поток особенно интересен тем, что проведенное Скиапарелли в 1864 - 1866 гг. вычисление его орбиты привело к установлению связи между ним и кометой Свифта-Туттля 1862 III; это был первый случай установления надежной связи между метеорным роем и данной кометой.

Вот уже два десятилетия Персеиды остаются едва ли не самым захватывающим и динамичным метеорным потоком, со вспышками в первичном максимуме, производящим EZHR > 400 в 1991 и 1992 годах. В конце 1990-х метеорная активность от этого пика составила приблизительно 100-120, а в 2000 году он не появился. Это не было неожиданно, поскольку вспышки и первичный максимум (которые не были замечены до 1988 года) были связаны с прохождением через перигелий кометы 109P/Свифта-Туттля в 1992 году. Орбитальный период этой кометы около 130 лет и в настоящее время она движется к внешним границам Солнечной системы. Теория предсказывает, что активность этого пика должна снижаться, так как комета удаляется и от Земли. Однако мы все еще пытаемся отслеживать этот максимум, учитывая ежегодное смещение +0.05o в солнечной долготе, которое наблюдалось в 1991-1999 годах. Подтверждение отсутствия пика сейчас столь же важно как наблюдение его вновь. Наиболее вероятное время "традиционного" пика, всегда предварительно найденное, близко к солнечной долготе 140.0o. Новая особенность, в 1997 году, в солнечной долготе 140.4o был выявлен третий максимум, который повторялся в 1998 и 1999 годах. ZHR от этого пика было около 75 +/-10. Благоприятные условия для наблюдателей расположенных в северном полушарии начинаются за час или два часа до местной полуночи и заканчиваются с предрассветными сумерками. Если максимумы произойдут, как предсказано, идеальными местами для наблюдений должны быть Азия, центральная Россия; Европа, Северная Африка, Ближний Восток; Северная Америка.

Достаточно распространенными визуальными и фотонаблюдениями нужно стараться, как можно полнее охватить метеорный поток Персеид. Более редкие телескопические и видеонаблюдения были бы ценны в подтверждении или разъяснении кратной структуры радианта, чего порой нельзя обнаружить визуально. Недавние результаты видеонаблюдений показали очень простую, одиночную структуру радианта. Данные радионаблюдений, возможно, позволят обнаружить пики, которые иначе ненаблюдаемы, но этот метод не обеспечивает высокой точности для скоростных метеоров.

Отрицательный аспект метеорного потока Персеид - труднодоступность его наблюдений из южного полушария Земли.

<< Титульный лист | Оглавление | 1. Наблюдения на станции >>