АНКа Дня

Астрономическая Научная Картинка Дня

<< Предыдущая 22.03.2004 Следующая >>

Обзор неба по данным СИГМА

из работы Ревнивцева и др.
astro-ph/0403481

Российский спутник ГРАНАТ был запущен в конце 1989 года и проработал на орбите около 8 лет. На спутнике было установлено несколько приборов. В том числе и СИГМА. Это советско-французский телескоп с кодирующей маской, позволяющий получать изображения с угловых разрешением в четверть градуса в очень жестком рентгеновском диапазоне (от 35 до 1300 кэВ).

За 8 лет работы СИГМА отсняла около четверти неба. Было сделано около 500 наведений продолжительностью примерно сутки каждое (полное время наблюдений 30 миллионов секунд, это уже за вычетом всех возможных вычетов). На верхнем рисунке показано "небо от СИГМА": карта по результатам всех наведений. Отмечены только самые яркие источники. Как видно, особенно тщательно наблюдалась область галактического центра. Также довольно много наведений в плоскости Галактики и направлении ее полюсов (соответственно, в плоскости должны доминировать галактические источники, а в полярных направлениях - внегалактические).

На втором рисунке приведена увеличенная карта области центра Галактики. Эта область была отснята с суммарной экспозицией около 9 миллионов секунд! По всей видимости все отмеченные на этом рисунке источники являются тесными двойными системами с аккрецирующими компактными объектами - нейтронными звездами или черными дырами. Сам центр Галактики - Sgr A* - зарегистрирован не был: есть только верхний предел.

С. Б. Попов/ГАИШ, Москва