Черная дыра разорвала звезду: прямые наблюдения Черная дыра разорвала звезду: прямые наблюдения
19.02.2004 9:24 | М. Е. Прохоров/ГАИШ, Москва

Это произошло в галактике RX J1242-1119A, в ее центре. Сверхмассивная центральная черная дыра (подобные объекта наблюдаются в очень многих спиральных галактиках) разорвала приливными силами пролетевшую слишком близко от нее звезду. Большая часть вещества звезды после этого была захвачена черной дырой, что вызвало яркую рентгеновскую вспышку. В рентгеновском диапазоне это явление наблюдалось орбитальными обсерваториями Chandra и XMM/Newton, для сравнения использовались архивные данные рентгеновской обсерватории ROSAT. Оптические наблюдения велись на телескопах обсерватории La Silva (ESO).

Данное явление - разрыв и захват звезды массивной черной дырой - было предсказано более тридцати лет назад, но наблюдается впервые. Энерговыделение сравнимо со взрывом сверхновой, но спектр и эволюция потока говорят, что это был приливной разрыв звезды, а не взрыв обычной сверхновой. Специалисты, проводившие наблюдения под руководством Stefanie Komossa (MPE Garching), оценивают, что всего один процент массы звезды был захвачен черной дырой, а остальная масса рассеялась в пространстве.

Следует заметить, что это событие произошло не сегодня, максимум светимости, вызванный аккрецией вещества из разорванной звезды на черную дыру, уже давно прошел, сегодня источник в центре RX J1242-1119A уже примерно в 200 раз слабее, чем при наблюдениях его ROSAT, более 10 лет назад. А "сенсационная публикация" связана с завершением очередного этапа обработки наблюдений. Уже в 1999 была опубликована статья с интерпретацией наблюдений RX J1242-1119A как свидетельство приливного разрушения звезды сверхмассивной черной дырой. Теперь опубликован и электронный препринт (astro-ph/0402468) с новыми данными.

Изображение сверху - результат компьютерного моделирования процесса разрыва звезды, внизу слева - рентгеновское изображение источника с борта обсерватории Chandra, внизу справа - оптическое изображение данной галактики, черная дыра - яркое пятно в центре кружка.

Заметка составлена по материалам пресс-релиза и фотоальбома NASA.

Публикации с ключевыми словами: черные дыры - Сверхмассивные черные дыры - рентгеновская астрономия