Внеатмосферная астрономия

ВНЕАТМОСФЕРНАЯ АСТРОНОМИЯ - исследует космич. объекты при помощи аппаратуры, вынесенной для устранения атмосферных помех за пределы земной атмосферы (см. Прозрачность земной атмосферы).

Первые результаты в области В. а. были получены в конце 40-х гг. 20 в., когда удалось сфотографировать УФ-спектр Солнца в области длин волн короче 3000 \AA. В этих экспериментах (1946-47 гг.) использовались ракеты, способные достигнуть высоты ~100 км. С помощью высотных аэростатов (поднимающихся на высоту 40-50 км), ракет, а с наступлением космич. эры - благодаря искусств. спутникам Земли (ИСЗ) и автоматич. межпланетным станциям (АМС) стало возможным проводить изучение космич. объектов во всём диапазоне длин волн, начиная от жёсткого гамма-излучения до километровых радиоволн. Благодаря успехам В. а. астрономия стала всеволновой.

В. а. даёт возможность устранить дрожание изображения в телескопах, вызванное атмосферными неоднородностями, и довести пространств. разрешение оптич. телескопа до его теоретически возможного (дифракционного) значения l/D (радиан), где l - длина волны, D - диаметр входного отверстия телескопа. При планируемых на середину и конец 80-х гг. 20 в. запусках ИСЗ с оптич. телескопами, напр, телескопом ST (США) с диаметром зеркала 2,4 м, будет достигнуто разрешение ~0,01'' (в земных условиях в лучшем случае 0,5''). В принципе В. а. позволяет создать оптич. интерферометр с разрешением до 10-4'' и радиоинтерферометр с базой ~1а. е. и разрешением 10-6-10-8''. В. а. может решать принципиально новые задачи благодаря возможности доставить физические приборы непосредственно к месту исследования. Напр., КА "Вояджер-1,-2" (1980-81 гг., США) удалось с близкого расстояния изучить тонкие детали поверхности спутников Юпитера, строение колец Сатурна, а советским межпланетным станциям "Венера-11, -12" (1978 г.) и "Венера-13, -14" (1981-82 гг.) передать панорамы поверхности Венеры, всегда закрытой облачным покровом. В 1983-84 гг. АМС "Венера-15, -16" осуществили радиолокац. съёмку значит. части поверхности Венеры.

В. а. принято делить на разделы, определяемые диапазонами длин волн, в к-рых производятся наблюдения. Наиболее интересные результаты получены при изучении космич. объектов в рентг. и УФ-диапазонах. В частности, со специализированных спутников в 1975 г. был открыт новый тип космич. рентг. источников - барстеры, исследованы рентг. источники в др. галактиках, исследуются нейтронные звёзды и кандидаты в чёрные дыры.

С 70-х гг. 20 в. В. а. интенсивно развивается благодаря созданию специализированных ИСЗ и АМС, запускаемых к планетам Солнечной системы. Осн. элементом всех астрономич. спутников явл. высокоточная система ориентации и стабилизации телескопов (звёздные датчики, микродвигатели и гироскопы), обеспечивающая их наведение на объект с точностью от 1' до 0,02'' в зависимости от диапазона исследований (в коротковолновых диапазонах точность ниже). Наиболее ценные результаты в рентг. диапазоне были получены со спутников "Ухуру" (с 1970 г., США), "ХЕАО А" и "ХЕАО Б" (Обсерватория им. Эйнштейна. США, 1978-81 гг.). "САС-3" (с 1975 г.), "АНС" (с 1974 г.), "Астрон-1" (СССР, 1983 г.) (см. Рентгеновская астрономия), в УФ-дпапазоне - со спутников "ОАО-3" ("Коперник", с 1972 г.), "ИУЭ" (с 1977 г.), "Астрон-1", в гамма-диапазоне - со спутников "САС-2" (с 1972 г.) и "КОС-Б" (с 1975 г.) (см. Гамма-астрономия).

Совр. В. а. вносит в астрофизику вклад, вполне соизмеримый с вкладами оптической астрономии и радиоастрономии.

Лит.:
Курт В. Г., Перспективы внеатмосферных астрономических исследований, "Природа", 1972, 5;
Шкловский И. С., 20 лет рентгеновской астрономии, там ше, 1982, 9;
Кириллов-Угрюмов В. Г., Гальпер А. М., Лучков Б. И., Гамма-астрономия, М., 1978;
Амнуэль П. Р., Релятивистская астрофизика сегодня и завтра, М., 1979; Юпитер глазами "Вояджера", М., 1981; Современные достижения космонавтики, М., 1981.

(В.Г. Курт)