Мера эмиссии

ME - величина, характеризующая при определённых условиях излучательную способность среды как в спектральных линиях, так и в непрерывном спектре. Обычно М. э. наз. величину
$ME=\int\limits_0^R\; N_e^2\;dl=\bar{N_e}^2 R$ ,
где Ne - число электронов в ед. объёма, $\bar{N_e}^2$ - ср. значение $N_e^2$, R - протяжённость излучающей области вдоль луча зрения, dl - элемент длины. Размерность М. э.- см-5, однако удобнее измерять R в пк, в этом случае размерность её - пк/см6. М. э. определяет интенсивность излучения (поверхностную яркость) области достаточно разреженной космич. плазмы в случае, если излучение возникает благодаря процессам взаимодействия двух частиц (бинарным столкновительным процессам). Дополнит. требованием явл. отсутствие искажающего влияния т.н. индуцированных радиац. переходов, сравнимых по скорости со спонтанными (см. Рекомбинация), а также мазерного эффекта. Для бинарных процессов скорость протекания процессов пропорциональна концентрациям каждого сорта взаимодействующих частиц. Они, в свою очередь, при фиксированном хим. составе среды, темп-ре и состоянии ионизации пропорциональны Ne. Поэтому в выражении для М. э. присутствует квадрат Ne.

Поверхностная яркость пропорциональна ME практически во всём диапазоне длин волн излучения зон HII, для рентгеновского излучения межгалактич. газа в скоплениях галактик, для солнечной короны и звёздных корон (см. Атмосферы звезд), часто для излучения в спектральных линиях ядер сейфертовских галактик, квазаров и т.д.

Методы совр. астрономии позволяют наблюдать объекты с $ME\ge$30-100 пк/см6, а в редких случаях даже с ME=1-10 пк/см6. Для характеристик полной светимости (мощности излучения) в различных линиях и в непрерывном спектре объектов, излучательная способность к-рых определяется М. э., используют объёмную М. э.
$MV=\int\limits_V\; N_e^2\;dV=\bar{N_e^2} V$ ,
где V - объём излучающей среды, dV - элемент объёма. Ед. MV служит см-3.

(Н.Г. Бочкарёв)