Рашид Алиевич Сюняев

(к шестидесятилетию со дня рождения)
УФН, том 173, 2003

1 марта 2003 г. исполняется 60 лет академику Рашиду Алиевичу Сюняеву, с именем которого связан ряд фундаментальных результатов современной теоретической астрофизики и космологии.

Р.А. Сюняев родился в Ташкенте в семье уроженцев Пензенской губернии - инженера-строителя Али Сюняева и фармацевта Сайды Давлет-Кильдеевой. По словам Р.А. Сюняева, громадную роль в формировании его мироощущений и интересов сыграло общение с отцом, который из-за происхождения и ссылки семьи не имел возможности заниматься интересующим его делом, но всю жизнь посвятил самообразованию и имел очень широкие интересы и особое почтение к науке, особенно к гуманитарным дисциплинам и медицине, любил и хорошо знал историю, литературу, поэзию. После школы в Ташкенте Р.А. Сюняев с отличием окончил Московский физико-технический институт в 1966 г.

В 1965 г. Р.А. Сюняев стал студентом-дипломником, а затем - аспирантом академика Я.Б. Зельдовича в Институте прикладной математики АН СССР. Встреча с Я.Б. Зельдовичем и почти ежедневный контакт с ним в течение последующих 22 лет сыграли колоссальную роль в судьбе Р.А. Сюняева и способствовали формированию его как ученого, работающего на стыке теории и эксперимента. Ученики Я.Б. Зельдовича знают, что работа с ним была постоянной учебой, требовавшей максимальной самоотдачи, но и приносившей радость ежедневного познания нового и неизведанного. Яков Борисович умел поддерживать молодых и вселять в них глубочайший интерес к науке и веру в возможности эксперимента. Нет сомнений, что студенту Р.А. Сюняеву не могло повезти больше - Учитель у него был замечательный и уникальный.

Научные интересы Р.А. Сюняева охватывают широкий круг астрофизических проблем от элементарных процессов до физической космологии. Среди полученных им результатов, ставших неотъемлемой частью современной астрофизики, - "стандартная" теория дисковой аккреции на черные дыры и нейтронные звезды (Шакура и Сюняев, 1973 г., 1976 г.), формула Сюняева-Титарчука (1980 г.) для спектра излучения, формирующегося при комптонизации низкочастотных фотонов в горячей плазме, эффект Сюняева-Зельдовича (1972 г.), позволяющий использовать скопления галактик в качестве мощного инструмента наблюдательной космологии. Во всем мире студенты, изучающие астрофизику, узнают имя Р.А. Сюняева именно по этим результатам, вошедшим во все учебники и курсы.

Теория аккреционных дисков Шакуры-Сюняева давно стала общепринятой при описании переноса вещества и энерговыделения в тесных двойных системах и при аккреции на сверхмассивные черные дыры. Это одна из двух самых цитируемых (среди почти миллиона работ) статей в современной мировой астрофизике. Аккрецирующие нейтронные звезды и черные дыры наблюдаются как мощные рентгеновские и гамма-источники. Основным механизмом формирования спектров их жесткого излучения является комптонизация. Формула Сюняева-Титарчука стала ключевой при описании результатов наблюдений этих объектов. Точность формулы была подтверждена детальными расчетами, выполненными методом Монте-Карло (Поздняков, Соболь, Сюняев, 1983 г.).

С момента опубликования работ Р.А. Сюняева и Я.Б. Зельдовича, посвященных эффекту понижения яркости микроволнового фона в направлении на богатые скопления галактик, прошло уже тридцать лет. За это время эффект Сюняева-Зельдовича из красивой теоретической идеи превратился в один из наиболее продуктивных методов наблюдательной космологии, открывающий возможность определения основных космологических параметров, в том числе определения роли "темной энергии" во Вселенной и прямого измерения постоянной Хаббла. Этот эффект обнаружен и активно исследуется в направлении почти ста скоплений галактик. В 1980 г. Р.А. Сюняев и Я.Б. Зельдович показали, что наблюдения реликтового излучения в направлении скоплений галактик позволяют измерять и их пекулярные скорости движения относительно фонового излучения (кинематический эффект). Исследование различных проявлений "эффекта" входит в программу наблюдений крупнейших радиотелескопов мира. Спутники и наземные телескопы на Южном Полюсе и в Чили смогут обнаружить и использовать для космологии десятки тысяч скоплений, ненаблюдаемых другими методами.

В 1965 г. Р.А. Сюняев. совместно с Я.Б. Зельдовичем и В.Г. Куртом, рассчитал кинетику рекомбинации водорода в ранней Вселенной, показав, что данный процесс определяется двухфотонным распадом уровня 2s. В 1970 г. Сюняев и Зельдович отметили важнейшее влияние задержки рекомбинации на формирование первичных угловых флуктуации реликтового излучения.

В 1969-1970 гг. Р.А. Сюняев и Я.Б. Зельдович детально исследовали термализацию реликтового излучения и формирование планковского спектра в ранней Вселенной. Они показали, что любое энерговыделение после стадии электрон-позитронной аннигиляции и окончания ядерных реакций должно вести к специфическим искажениям в спектре микроволнового фонового излучения. Сюняев и Зельдович (1970 г.) предсказали существование акустических (доплеровских) пиков в угловом распределении реликтового излучения и назвали их Сахаровскими осцилляциями (см. также Дорошкевич, Сюняев, Зельдович, 1975г.). Положение и относительная интенсивность пиков определяется значениями ключевых параметров Вселенной: постоянной Хаббла. -члена. барионной плотности и плотности темной материи во Вселенной. В 2000г. первые акустические пики были обнаружены в баллонных экспериментах. Спутники "MAP" и "Planck Surveyor" вместе с планируемыми наземными экспериментами позволят детально исследовать эти пики. Сюняев (1977 г.) первым рассмотрел флуктуации реликтового излучения при вторичной ионизации материи во Вселенной. оценил их амплитуду и угловой масштаб. В 1965 г. Р.А. Сюняев предсказал существование зон в галактиках ионизованных внешним излучением, и показал, что наблюдения нейтрального водорода в периферийных областях галактик может дать информацию о потоке ионизирующего фонового излучения. Совместно с Е.В. Левичем в 1970 г. он показал важность комптоновского нагрева и охлаждения в астрофизических условиях и ввел понятие индуцированного нагрева и индуцированного давления света, связанного с комптоновским рассеянием вблизи ярких радиоисточников. В том же 1970 г. Сюняев продемонстрировал важность бозе-конденсации фотонов в спектрах ярких радиоисточников из-за индуцированного комптоновского рассеяния.

В 1973 г. Т.М. Энеевым, П.П. Козловым и Р.А. Сюняевым были выполнены пионерские численные расчеты приливного взаимодействия галактик. Р.А. Сюняев и Ю.Н. Гнедин (1974 г.) предсказали существование циклотронных линий в рентгеновских спектрах аккрецирующих рентгеновских пульсаров. Совместно с В.М. Лютым и А.М. Черепащуком (1973 г., 1976 г.) было дано объяснение оптических фотометрических эффектов, наблюдаемых в тесных двойных рентгеновских системах Her X-1 / НZ Her (рентгеновский нагрев звезды и диска) и Cyg Х-1 (приливное искажение поверхности нормальной звезды). М.М. Баско и Р.А. Сюняев (1973 г.) первыми рассмотрели взаимодействие рентгеновского излучения с поверхностью нормальной звезды в тесной двойной системе: нагрев поверхности звезды, отражение рентгеновских лучей и формирование индуцированного звездного ветра. В 1974 г. они вместе с Л. Г. Титарчуком впервые рассчитали рентгеновский спектр излучения, отраженного холодной звездной атмосферой. Л.А. Вайнштейн и Р.А. Сюняев (1950 г.) предсказали мощное излучение в линии К$\alpha$ железа от межзвездного газа в центральных областях нашей и других галактик. В 1975 г. Р.А. Сюняев. совместно с А.Ф. Илларионовым, продемонстрировал важность эффекта "пропеллера" в двойных системах, содержащих нейтронную звезду с сильным магнитным полем.

В 1974 г. Р.З. Сагдеев пригласил Я.Б. Зельдовича и Р.А. Сюняева организовать Отдел теоретической астрофизики в Институте космических исследований АН СССР (ИКИ). В 1974-1952 гг. Р.А. Сюняев возглавлял лабораторию в этом отделе, а в 1952 г. основал в ИКИ Отдел астрофизики высоких энергий. С этого начался напряженный этап вхождения в экспериментальную рентгеновскую и гамма-астрономию. Несомненным успехом стали орбитальные обсерватории "Рентген" на модуле "Квант" космической станции "Мир" и "Гранат".

Самым ярким результатом обсерватории "Рентген" стало открытие жесткого рентгеновского излучения от Сверхновой 1987А в Большом Магеллановом Облаке, связанного с радиоактивным распадом синтезированного при взрыве звезды 56Со, испусканием гамма-квантов и последующей их комптонизацией в разлетающейся оболочке. Появление жесткого излучения было предсказано проведенными в отделе расчетами. Среди наиболее важных результатов обсерватории "Гранат" - детальные карты центральной области Галактики, широкополосные спектры аккрецирующих черных дыр и нейтронных звезд, открытие десятков новых рентгеновских источников, в том числе первого в Галактике микроквазара.

17 октября 2002 г. ракетой "Протон" на высокоапогейную орбиту была успешно выведена Международная астрофизическая лаборатория гамма-лучей "Интеграл". Р.А. Сюняев является научным руководителем проекта от России. Российские ученые получат 25% всего наблюдательного времени этой лаборатории.

Р.А. Сюняев - лауреат ряда премий и наград по астрофизике и космологии, в том числе - премии Бруно Росси Американского астрономического общества (AAS) (1959 г.). Золотой медали Королевского астрономического общества (1995 г.). Золотой медали сэра Месси Королевского общества и COSPAR (1995 г.). Золотой медали Катерин Брюс Тихоокеанского астрономического общества (2000 г.), премии Хайнемана Американского института физики и AAS (2003 г.), премии Грубера по космологии и Золотой медали Международного астрономического союза (2003 г.). В 2000 г. Р.А. Сюняев получил Государственную премию России за результаты наблюдений черных дыр и нейтронных звезд орбитальной обсерваторией "Гранат", а в 2002 г. - премию РАН им. Александра Фридмана по гравитации и космологии.

В 1954 г. Р.А. Сюняев избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г. - действительным членом РАН. Он член Академии наук Европы, иностранный член Национальной академии наук США. Американской академии наук и искусств. Королевского астрономического общества, почетный член Академий наук Татарстана и Башкортостана и AAS.

Р.А. Сюняев заведует лабораторией Теоретической астрофизики в ИКИ РАН, он - директор Института астрофизики Общества имени Макса Планка и главный редактор журнала Письма в Астрономический журнал. Со свойственной ему энергией Р.А. Сюняев продолжает интенсивную работу. Теория пограничного слоя при аккреции на нейтронные звезды, физика квазаров и микроквазаров. рентгеновские двойные и звездообразование в далеких галактиках, флуктуации микроволнового фона - вот далеко неполный перечень его интересов сегодня.

Друзья, коллеги и ученики сердечно поздравляют Рашида Алиевича с юбилеем и желают ему новых идей, новых открытий и незабываемых ощущений, возникающих всякий раз, когда сложная и запутанная проблема вдруг неожиданно становится простой и понятной.

Д.А. Варшалович, А.А. Галеев, М.Р. Гилъфанов,