Орбиты в звездных системах
<< Титульный лист | Оглавление | 2. Орбиты звезд >>

1. Введение

Динамика любой звездной системы (галактики, звездного скопления или кратной звезды) описывается множеством орбит компонентов. Если в звездной системе преобладают орбиты с уходами, то система неустойчива - она распадается на отдельные подсистемы. Например, неустойчивая тройная система распадается на двойную систему и уходящую от нее по гиперболической орбите одиночную звезду. Если в звездной системе уходы невозможны, то система устойчива. Все расстояния между звездами остаются ограниченными на бесконечном интервале времени.

Важную роль в динамике звездной системы играют периодические орбиты. Если начальные условия находятся в окрестности устойчивой периодической орбиты (устойчивого резонанса), то звездная система будет устойчива - движения звезд остаются ограниченными. Если начальные условия находятся в окрестности неустойчивой периодической орбиты (неустойчивый резонанс), то система эволюционирует сложным непредсказуемым путем. В окрестности неустойчивых резонансов зарождается детерминированный хаос (см., например, [7,6]).

При исследовании динамики звездных систем определенного типа (например, кратных звезд) важно провести классификацию орбит и оценить долю орбит с уходами и долю устойчивых орбит.

В докладе будут рассмотрены звездные системы двух типов. Во-первых, это галактики, состоящие из звезд, где орбиты звезд определяются регулярным полем системы. Во-вторых, это тройные звезды, в которых максимальный вклад вносят иррегулярные силы.

Обе эти задачи сводятся к исследованию динамических систем с небольшим числом степеней свободы, что, в свою очередь, представляет интерес не только для астрономии, но и для физики, и для математики, и для других областей науки.

<< Титульный лист | Оглавление | 2. Орбиты звезд >>