Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод   по каталогу
 

Советы начинающим докладчикам Советы начинающим докладчикам
1.04.2002 14:49 | В. П. Решетников/СПбГУ, Санкт-Петербург

Советы начинающим докладчикам

(Вольный пересказ заметок проф. П. ван дер Круита, Гронинген,
выполненный
В.П.Решетниковым, СПбГУ)




Эти заметки посвящены устным выступлениям, но в самом конце есть маленький раздел, посвященный и стендовым докладам (постерам). Адресованы эти советы в основном студентам и аспирантам - тем, кто никогда еще не выступал или имеет очень маленький опыт публичных лекций.

Устные выступления - это то, чему надо обязательно учиться. Лишь очень немногие из нас являются ораторами от природы и, предоставленные сами себе, мы вносим в наши выступления путаницу, ненужные подробности, и, в конце концов, скуку. Этого можно избежать, если следовать нескольким простым правилам и приемам.

Не надо жалеть времени на подготовку устных выступлений: ваша будущая научная и преподавательская карьера может зависеть от того, как вы умеете выступать и представлять свои результаты. Хорошая работа достойна того, чтобы ее хорошо доложить.

Существует по меньшей мере пять видов устных выступлений:
     - доклад на коллоквиуме (семинаре),
     - приглашенный доклад (invited report) на конференции,
     - обычный доклад (contributed talk),
     - популярная лекция,
     - лекция для студентов.

Все эти выступления имеют свои особенности и могут сильно отличаться (например, по структуре). В начале этой статьи будут приведены самые общие советы для докладчиков, а затем будут кратко охарактеризованы разные виды выступлений.

Общие советы

Главная цель любого доклада - донести до слушателей то, что вы хотите им сказать. (Возможны, конечно, и другие цели, но мы будем исходить только из этой.) Это означает, что вы должны завладеть вниманием аудитории и не отпугнуть слушателей ни избытком скучных подробностей, ни особенностями технического представления доклада.

Не пишите на доске (если это не лекция для студентов), так как это затягивает время. Кроме того, ваш красивый почерк обязательно покажется кому-нибудь мелким или неразборчивым. Используйте "прозрачки" или компьютерный проектор.

То, о чем нужно помнить во время доклада:

Нельзя недооценивать аудиторию. Слушатели научных докладов, как правило, достаточно умны. Поэтому не пытайтесь показать аудитории насколько умны вы. Если это действительно так, то слушатели это заметят.

Пытайтесь говорить не монотонно, иначе вы вскоре увидите борющихся со сном слушателей. Подчеркивайте голосом и жестами (умеренными) наиболее важные положения доклада.

Отдайте должное вашим предшественникам, особенно, если они есть среди слушателей. Это покажет, что вы знакомы с литературой. Кроме того, аудитория оценит, что вы не считаете, что вы разрешили "ударом гения" важный вопрос, который в течение многих лет не давался лучшим умам человечества. (Это случается очень редко и поэтому вы смело можете полагать, что вас это не касается.)

Если вы собираетесь кого-либо опровергнуть, не выпячивайте это (кто знает, быть может потом в этой роли окажется и ваша работа). Будьте вежливы. Пусть слушатели сочтут, что это произошло благодаря более точным наблюдениям, лучшим вычислительным возможностям и т.п., а не благодаря вашему более сильному интеллекту.

Не надоедайте слушателям всем известными деталями. Это раздражает и приводит к потере внимания. Иногда бывает полезно сообщить свой основной результат в начале доклада (например, если вы описываете и применяете некий новый метод для определения конкретной величины - постоянной Хаббла, расстояния до центра Галактики и т.п.). В противном случае слушатели могут начать проявлять нетерпение и торопить вас, чтобы вы скорее добрались до результата.

Не пытайтесь рассказывать обо всем, но только о теме выступления и в пределах отведенного времени.

Если доступен микрофон, то обязательно пользуйтесь им во время доклада. Лучше пренебречь небольшими личными неудобствами (тянущийся за микрофоном провод, сковывающий ваши движения, необходимость держать микрофон рукой и т.п.) и быть услышанным и понятым.

Для того, чтобы показать что-либо на экране, пользуйтесь указкой. Помните, что не стоит поворачиваться спиной к слушателям. Если нет достаточно большой (или лазерной) указки, показывайте прямо на прозрачке. Для этого используйте маленькую указку, ручку или карандаш, но не ваши пальцы. Старайтесь не загораживать экран от аудитории.

В начале доклада не лишней будет небольшая шутка или каламбур. Это поможет привлечь внимание слушателей, а также даст вам возможность перевести дух и оценить аудиторию. Но не переборщите! Шутка должна быть понята. Если этого не произошло, лучше пропустите последующие остроты...

Избегайте жаргона, понятного только узким специалистам. Это же относится и к аббревиатурам и сокращениям. Используйте их только при выступлениях перед специалистами, занимающимися той же узкой тематикой.

Следите за аудиторией. Желательно не обращаться с докладом только к одному ученому мужу - это будет выглядеть очень странно. Лучше заранее выбрать несколько человек в аудитории, за реакцией которых вы будете следить во время выступления.

Заранее решите, что вы можете выкинуть из доклада, если не будете укладываться в отведенное время. Начните с короткого вступления и избегайте говорить о не относящихся к делу вещах, по крайней мере в начале доклада. Спланируйте выступление так, чтобы его длительность была по крайней мере на 10% меньше отведенного вам времени. Если вы выступаете на конференции, узнайте заранее, включает ли отпущенное на доклад время также и его обсуждение.

Если вы выбились из времени, не пытайтесь показать все оставшиеся прозрачки, швыряя их с большой скоростью на проектор. Просто пропустите их. Если же они содержат очень важную информацию, суммируйте ее коротко вслух.

Во время доклада старайтесь складывать использованные прозрачки по порядку. После выступления слушатели могут задать вам вопросы и попросить показать иллюстрации. Если вы будете слишком долго их искать, интерес аудитории может быть потерян, а время доклада закончиться.

Не волнуйтесь, если доклад прерывается вопросами. Как правило, это вызвано интересом слушателей к сообщению. Если ответ на вопрос будет ясен из последующей части доклада, просто скажите это. Если же вы чувствуете, что из-за вопросов остается мало времени и придется комкать выступление, обратитесь к председательствующему с предложением типа: "Я думаю, что более подробно мы обсудим это во время дискуссии или после доклада".

Последняя прозрачка должна содержать основные выводы сообщения. Оставьте ее на проекторе на все время обсуждения доклада.

Повторите вслух заданный вам вопрос. Это даст вам время подумать и позволит многим слушателям узнать, о чем вас спросили.

Если вас спросили о том, что вы не знаете или о чем вы не думали, признайте это. Иногда бывает полезно сказать, что заданные вопросы или сделанные замечания очень интересны и что вы обязательно учтете их в последующей работе (если, конечно, они заслуживают это).

Если кто-либо из слушателей решительно не согласен с вами и агрессивно атакует детали доклада, попытайтесь перенести это обсуждение на другое время и место. Скажите председателю, что эти детали лучше обсудить после доклада и в частном порядке. Если этот маневр не удался, примите вызов и постарайтесь объяснить вашу точку зрения. Помните, что вам нужно убедить слушателей, а не оппонента (его, как правило, все равно не убедить), и поэтому обращайтесь к аудитории. Вы можете предложить оппоненту детально объяснить и развить его возражения, но делайте это лишь в том случае, если вы абсолютно уверены в своей правоте. Следует также помнить две важные вещи. Во-первых, дискуссии способствуют прогрессу науки и ваш личный статус зависит, в частности, и от того, насколько компетентным вы показываете себя в научных дискуссиях и кто оказывается правым в результате. Во-вторых, вы ни в коем случае не должны публично оскорблять оппонента, и не должны допускать этого в отношении самого себя.

Если вы ожидаете, что какие-то конкретные вопросы будут обязательно заданы (вы можете даже специально спровоцировать их), хорошо подготовьтесь к ним. Иногда даже стоит приготовить дополнительные прозрачки, объясняющие соответствующие детали.

Прозрачки

Прозрачки (или компьютерные иллюстрации) играют во время доклада очень важную роль. Докладчику они позволяют сохранять связанность и последовательность изложения и избавляют от необходимости заглядывать в текст сообщения. Слушателям же они помогают еще в большей степени. Они помогают им делать заметки, подумать о том, то вы только что сказали или еще собираетесь сообщить, позволяют следить за докладом даже после частичной потери внимания.

Готовьте прозрачки с помощью компьютера (используя latex и т.п. программы) и пишите текст большими буквами. Рекомендуется заранее убедиться, что ваш текст будет различим в дальнем конце аудитории.

Если по тем или иным причинам вы вынуждены писать их от руки, обязательно пишите крупными, и даже еще более крупными, буквами. Вы можете использовать разноцветные фломастеры, но излишняя пестрота прозрачек отвлекает внимание.

Помещайте не более 8-10 строчек на одной прозрачке и используйте короткие фразы.

Не закрывайте непрозрачным листом часть текста, до которого вы еще не добрались. Нет ничего плохого в том, что слушатели забегут вперед. Наоборот, это может быть полезным для лучшего понимания доклада. Если же вы собираетесь закончить выступление или его часть очень неожиданным заключением и не хотите, чтобы его прочли заранее, то лучше вынесите его на отдельную прозрачку.

Не стоит показывать длинные таблицы, содержащие, как правило, лишнюю информацию. В некоторых случаях (конечно, не всегда) гораздо нагляднее использовать гистограммы.

Ограничьте использование математических уравнений только теми, которые действительно необходимы. Обилие уравнений может привести к нежелательному для вас мнению, что вы пытаетесь произвести впечатление на аудиторию. Во многих случаях уравнения, однако, действительно полезны. Используйте их, чтобы продемонстрировать, как наблюдаемые величины зависят от изменения разных параметров, какова физика явления и т.п.

Избегайте большого числа малоинформативных и дублирующих друг друга рисунков (например, карты изофот объекта в разных цветовых полосах). Когда показываете рисунок, дайте время разглядеть и осознать его. Рисунки не должны быть слишком сложными и запутанными. Лучше сделать новый рисунок, оставив на нем только то, что нужно для доклада, чем использовать иллюстрацию с излишней и отвлекающей информацией. Не забудьте объяснить, что у вас отложено по осям и какие единицы измерения используются.

Структура доклада

Коллоквиум, семинар

Коллоквиум (или семинар) - это то место, где вы можете объяснить свою работу во всех деталях. Если вы докладываете в организации, где занимаются сходной проблематикой, подробно опишите особенности вашего подхода к задаче. Если же слушатели мало знакомы с вашей тематикой, сделайте доклад на более популярном уровне, расчитанном не только на экспертов.

- Начните с прозрачки с названием доклада и перечислением всех соавторов.

- Кратко опишите историю проблемы и сформулируйте задачу, которую вы решаете.

- Типичные разделы доклада: наблюдения, численные расчеты; обработка наблюдений или метод; результаты; сравнение с литературными данными; сравнение наблюдений с теоретическими расчетами; обсуждение результатов, планы на будущее и т.п.

- На последней прозрачке должны быть кратко и четко сформулированы результаты работы.

Приглашенный доклад

Структура доклада может быть примерно такой же, как и при выступлении на семинаре, но обсуждайте не только свои работы. Особое внимание уделите недавним работам, которые могут быть еще неизвестны большинству слушателей.

Доклад на конференции

В этом случае вам отводится очень ограниченное время для выступления (как правило, 10-20 мин.) и структура доклада должна это учитывать. У вас не будет времени для детального обсуждения, но, если вы хорошо сделаете доклад, заинтересованные слушатели подойдут к вам за подробностями после выступления.

- Начните с названия, авторов и краткого описания проблемы.

- Затем можно сразу привести ваш основной результат. Лучше сообщить его в начале, чем произнести скороговоркой, уже выбившись из времени, в конце доклада.

- Оставшееся время посвятите наиболее важным подробностям работы.

- В конце выступления снова положите на проектор прозрачку с основными результатами.

Популярная лекция

Используйте ту же схему, что и для доклада на семинаре, но помните, что вы обращаетесь к неспециалистам (юристам, домохозяйкам, чиновникам ...). Поэтому посвятите больше времени истории вопроса и самой проблеме. Показателем успеха доклада являются задаваемые вопросы. Если у слушателей вопросов не возникло, значит вы говорили недостаточно популярно.

Учебная лекция

Очень важно помнить, что вы рассказываете студентам вещи, которые они, как правило, еще не знают. Вы должны вдаваться во все подробности, выводить формулы и т.д. Приглашайте слушателей задавать вопросы и регулярно проверяйте, успевают ли они за ходом ваших рассуждений, для чего обращайтесь к ним с вопросами.

Стендовые доклады

Помните, что ваш постер является лишь одним из многих и что его будут смотреть люди, уставшие от прослушивания устных докладов. Хороший стендовый доклад может быть гораздо эффективнее короткого устного выступления. Поэтому не жалейте времени на его подготовку.

Название постера должно быть написано крупными буквами и быть конкретным и кратким.

Следует по возможности использовать как можно больше рисунков и меньше текста.

Красивый и крупный рисунок будет заметен издалека и привлечет внимание к вашему постеру.

Во время постерной сессии находитесь неподалеку от постера - некоторым читателям могут потребоваться ваши разъяснения.

Если у вас есть препринты работ, на основе которых подготовлен постер, положите их рядом.

Никогда не заменяйте стендовый доклад приколотым к доске препринтом - это совсем разные жанры.


Публикации с ключевыми словами: научный доклад - стендовый доклад
Публикации со словами: научный доклад - стендовый доклад
См. также:

Оценка: 3.3 [голосов: 11]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования