На первую страницу Рентгеновская астрономия
<< 5. Формирование рентгеновских спектров | Оглавление | 7. Лабораторная работа N 1 >>

6. Влияние межзвездного поглощения на спектр рентгеновского излучения.

При прохождении рентгеновских фотонов через облака холодного межзвездного газа часть из них поглощается, ионизуя газ. Уравнение переноса излучения в этом случае имеет следующий вид:

(33)

т.к. коэффициент излучения равен нулю. Здесь - концентрация атомов водорода, а - сечение фотоионизации с K оболочки водорода. Сечение фотоионизации с К оболочки водородоподобных ионов вычисляется по формуле:
(34)

где - энергия фотона в эВ, - число электронов в K - оболочке, равное 1 для водорода и водородоподобных ионов, и 2 для остальных атомов и ионов, а - заряд ядра атома. Уравнение переноса можно переписать в виде:
(35)

где . - это расстояние от источника до Земли, а - число межзвездных атомов водорода на луче зрения от источника до наблюдателя, т.е. это число атомов в столбе сечением 1 см и длиной от источника до наблюдателя.

Решение уравнения (35) имеет вид:

(36)

где - поток, выходящий от источника. Можно видеть, что поглощение больше в тех частотах, где больше сечение фотоионизации, т.е. чем меньше частота и энергия фотонов, тем больше они подвержены поглощению межзвездным водородом. В экстремальном ультрафиолете на длинах волн немного меньше 912 (13.56 эВ), где сечение фотоионизации наибольшее, поглощаются практически все фотоны. В мягкой рентгеновской области поглощение тоже довольно заметно, и в спектрах многих источников наблюдается завал степенного спектра на низких энергиях (см. рис. 11). Если его интерпретировать как фотопоглощение либо в областях плазмы, окружающих источник, либо в межзвездной среде на пути к наблюдателю, то приняв поглощение только за счет водорода, можно оценить количество атомов водорода на луче зрения .

Рис. 11. Межзвездное поглощение мягкого рентгеновского излучения