На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

§ 9. Методы преподавания астрономии.

Обучение астрономии слагается из изложения учителем программного материала на уроке, сопутствующих или предварительных наблюдений, решения задач или выполнения практических работ, закрепления учащимися материала по учебнику и проверки их знаний учителем. Эти педагогические приёмы являются общими для всех физико-математических дисциплин, хорошо знакомыми учителю. Здесь уместно обратить внимание на то, как самое содержание курса астрономии, её методы должны быть отражены в уроке астрономии. Выводы астрономии основаны на фактах, полученных из наблюдений. Следовательно, изложение астрономии всегда должно исходить или из фактов, воспринятых самими учащимися, или из наблюдений, произведённых на астрономических обсерваториях, когда такие наблюдения недоступны школе. Но и в последнем случае учащимся надо объяснить основу научного метода, опираясь на углубление и уточнение тех наблюдений, которые были выполнены ими самими. Если учащиеся провели наблюдения, то изложение должно начаться кратким опросом о результатах наблюдений, разъяснением и исправлением их и, наконец, тем обобщением, которое будет служить педагогу основой для начала изложения.

Если учащиеся не имели возможности провести наблюдений, а для изложения нужен материал научных наблюдений, то он должен быть сообщён учащимся с наибольшей наглядностью и по возможности с указанием метода его получения. Например, при изложении видимого движения Солнца по эклиптике нужно начать с элементарных знаний о том, что Солнце летом стоит высоко, а зимой - низко, но уточнить их сообщением о результатах более подробных и точных наблюдений с помощью астрономических инструментов.

Такое вступление к каждому разделу программы даёт возможность в некоторых случаях пользоваться эвристическим приёмом изложения, активизировать учащихся, давать толчок их мыслям.

Когда представлены факты, вытекающие из наблюдений, следует провести их обобщение и вывод закона или правила, формулировка которого имеется в учебнике, и в тех самых выражениях, которые там приведены. Необходимо сейчас же показать применение изложенного на какой-либо задаче или практической работе. Вообще всегда следует на уроке идти путём: наблюдение - теория - применение теории. В различных отделах курса применение теории, конечно, не может быть показано одинаково. В сферической астрономии имеется наибольшее число возможностей разъяснить взаимосвязь теории и практики; именно в этом разделе имеется наибольшее число конкретных примеров, расширяющих политехнический кругозор учащихся. Чтобы эти примеры были восприняты как действительная, современная практика, не нужно ограничиваться общими, а иногда и устаревшими, чисто школьными указаниями. Если, например, объясняется определение широты по наблюдениям, то недостаточно рассказать об измерении высоты полюса с эклиметром, надо разъяснить, что определение широты делается по наблюдениям любой звезды в кульминации, и показать модель теодолита и секстанта, т. е. современных инструментов, служащих для этого. Надо в связи с этим разъяснить, что определение экваториальных координат служит не только для выводов о строении звёздной системы, но и является одновременно базой для определения широты.

В теоретической астрономии не всегда возможно, да и не всегда нужно находить такие примеры. В этом отделе есть возможность показать, как применение теории к самому объекту изучения даёт возможность более глубокого познания его и установления количественных характеристик. Так, например, после изложения теории Коперника на примере определения относительного расстояния Венеры от Солнца можно показать, что теория Коперника прежнюю безразмерную схему Птолемея заменила подлинно материальной системой, определяющей соотношения расстояний планет от Солнца, и это явилось одним из доказательств её принципиальной правильности. Такого же пути следует держаться и. в астрофизической части курса (если, например, описано строение Галактики и наличие её центрального сгущения, то сейчас же следует объяснить, что отсюда можно вывести необходимость обращения всех звёзд вокруг центра и определения периода обращения Солнца вокруг этого центра).

Такой характер изложения соответствует также умственным запросам учащихся, которые всегда желают знать, "откуда это получилось" и "для чего это может быть нужно". Поэтому-то отделение практики от теории, постановка практики в конце курса является недопустимой, как нарушение системы астрономии и её методологии.

Приведённые выше соображения показывают, что огромное значение для воспитания научного мировоззрения имеет не только астрофизика, но весь круг астрономии, если его излагать надлежащим образом, не формально и отвлечённо, а всегда идя от опыта и практики.

Перечисленные задачи идейно-политического воспитания должны быть учтены во всех частных методах обучения астрономии и прежде всего, при изложении нового материала. Учителя нередко допускают ошибки в этом отношении, рассматривая одни части курса как важные для воспитания научного мировоззрения, а другие как "нейтральные".

История астрономии, поскольку она может быть вводима в общий курс, имеет значение для показа всё большего и большего приближения к истине или уточнения некоторых числовых характеристик (например, параллакса Солнца). Как известно, отечественные астрономы в прошлом и особенно после Великой Октябрьской социалистической революции выполнили и выполняют работы большого мирового значения (например, учение о кометах целиком создано трудами Ф. А. Бредихина, П. Н. Лебедева и С. В. Орлова). Однако указания на это значение в курсе не всегда даются с должным вниманием к ним, иногда называются лишь фамилии астрономов, но не объясняется значение их открытий. Простое перечисление фамилий, конечно, мало что даёт и не является убедительным. Учитель должен в кратких словах разъяснить, какая общая проблема существовала в астрономии, как и кем она была разрешена и какое влияние это имело на общее развитие науки. Если, например, говорится о первом измерении параллаксов, то надо не только рассказать, что оно было выполнено в России Василием Яковлевичем Струве, но и о том, что это было не единичное случайное открытие, что после того В Я Струве организовал систематические определения параллаксов в Пулковской обсерватории

Астрофизическая часть курса, как уже сказано выше, должна иметь целью объяснение законов развития небесных тел. Это объяснение должно строиться на основе результатов наблюдении и законов природы. Результатов наблюдений, описаний, фотографий можно, конечно, собрать очень много, но дело не в том, чтобы демонстрировать большое число рисунков и описаний. Из имеющихся диапозитивов надо отобрать некоторый минимум снимков, последовательный показ которых соответствовал бы логическому ходу изложения, приводящего при определённых доводах к необходимому выводу. Это относится и к "Таблицам по астрономии", по которым можно вести изложение

Так рассказывая о Луне, рационально сначала показать общий вид Луны в 1-ю четверть, полнолуние, карту лунной поверхности и - при большом увеличении - область с наиболее характерными лунными образованиями (часть Моря Дождей с цирками и горной цепью), особенности цирков Приведя данные о напряжении силы тяжести на Луне, учитель сможет обосновать объяснение происхождения строения лунной поверхности. Чрезвычайно желательно, чтобы фактический материал, сообщаемый учащимся, хотя бы частично представлял результаты наблюдений самих школьников.

<< Предыдущая