Метеорный поток Квадрантид
4.01.2002 19:39 | С. Ю. Шанов

В первой неделе января Земля проходит сквозь метеорный поток Квадрантид. Мельчайшие космические пылинки с колоссальной скоростью врываются в атмосферу нашей планеты, встречают сопротивление воздуха и тут же сгорают, порождая красивое небесное явление названное метеорами или, по образному выражению, "падающими звездами". Квадрантиды относятся к числу наиболее заметных метеорных потоков. По количеству наблюдаемых метеоров их можно сравнить разве что с Персеидами (в августе) и Геминидами (в декабре).

Первое наблюдение метеоров Квадрантид, по-видимому, относится к 1825 году, когда Антонио Брюкаласси (Италия) отметил, что 2 января атмосфера была пересечена множеством светящихся тел. С другой стороны, первенство открытия этого метеорного потока принадлежит Адольфу Кетеле (Брюссельская обсерватория) и любителю астрономии Эдварду К. Херрику (США), осуществившим независимые наблюдения в 1839 году. В январе 1863 года Штильман Мастерман (США) указал, что наблюдаемые метеоры летят со стороны созвездия Волопаса, точнее со стороны северной части этого созвездия. Были бы Квадрантиды открыты в наши дни, они именовались бы Боотидами (от лат. Bootes - Волопас). Но на звездных картах двухсотлетней давности северную часть Волопаса занимало созвездие Квадранта Фрески, по имени которого и был назван поток.

Особенностью метеорного потока Квадрантид являются значительные колебания в количестве наблюдаемых метеоров, которые были отмечены в разные годы. П. Б. Бабаджанов, А. Ф. Заусаев, А. Н. Пушкарев указали, что самая большая планета Солнечной системы - Юпитер создает в рое Квадрантид так называемые волны метеорной плотности. При прохождении нашей планеты сквозь гребни таких волн, количество наблюдаемых метеоров существенно увеличивается.

В потоке Квадрантид мелкие метеорные частицы движутся несколько обособлено от более крупных. Когда Земля пронизывает наиболее плотную часть роя, она встречает сначала мелкие, а затем все более крупные метеорные частицы. Сортировка метеорных частиц внутри потока по массам происходит под действием электромагнитного излучения Солнца и свидетельствует о изрядном возрасте метеорного роя.

Ряд отечественных и зарубежных исследователей указывают, что Юпитер, посредством поля тяготения, изменяет положение орбиты метеорного потока в космическом пространстве. Очень вероятно, что Квадрантиды и, в частности, дельта-Аквариды (наблюдаемые в июле - августе), когда-то составляли единый метеорный поток. Предсказывается, что примерно через 1000 лет метеорный рой Квадрантид перестанет пересекать орбиту Земли.

Современная орбита Квадрантид характеризуется перигелийным расстоянием 0,98 АЕ, наклонением орбиты около 70 и периодом обращения вокруг Солнца 5,04 года. Наиболее вероятным кандидатом на роль прародительницы этого метеорного потока называется короткопериодическая комета Мачхольца 1 (1986 VIII). Исследования динамики ее орбиты показали, что раньше она практически не отличалась от современной орбиты Квадрантид.

Наиболее плотную часть метеорного потока Квадрантид Земля проходит за несколько часов! Обычно это случается в ночь с 3 на 4 января. Если к этому времени к потоку обращено восточное полушарие Земли, то сильный "звездопад" не может быть виден в западном полушарии, и наоборот. Однако, наибольшая активность метеорного потока не единственное условие появления большого количества метеоров. Количество наблюдаемых "падающих звезд" зависит также от расположения созвездия Волопаса по отношению к горизонту. В предрассветные часы, когда созвездие Волопаса поднимается высоко над горизонтом, метеоров бывает видно значительно больше, чем, например, в первой половине ночи. Кроме того, когда небо охвачено ярким лунным светом, дымкой или облаками можно увидеть лишь наиболее яркие метеоры.

В очередной раз самую плотную часть метеорного потока Квадрантид Земля пройдет в ночь с 3 на 4 января 2002 года в 21 час по московскому времени. Когда вы увидите в ночном небе "падающую звезду", мысленно проследите назад ее путь и если вы достигнете северной части созвездия Волопаса это, вероятно, Квадрантид.

Публикации с ключевыми словами: наблюдения - болид - Метеорный поток - Квадрантиды - Метеор