Бальмера серия
9.08.2001 0:00 |

(по имени И. Я. Бальмера. J. J. Balmer).

Cпектральная серия, наблюдающаяся для атомов водорода; волновые числа $\nu$ серии Бальмера определяются формулой Бальмера:
$\nu=R(1/2^2-1/n^2)$,
где n=3, 4, 5, ...,R постоянная Ридберга. Линии серии Бальмера лежат в видимой и близкой УФ-областях спектра: линии, получающиеся при п=3, 4, 5, ..., обозначаются соответственно $H_\alpha, H_\beta, H_\gamma, ...$ Серия Бальмера была впервые обнаружена в спектре Солнца (фраунгоферовы линии C, F, G и L являются линиями $H_\alpha, H_\beta, H_\gamma и H_\delta$). Длина волны $\lambda$ первой линии серии Бальмера равна 656,28 нм, граница серии лежит при $\lambda$ = 364,6 нм. В лабораторных условиях серию Бальмера можно наблюдать при электрическом разряде в водороде. Благодаря распространенности водорода во Вселенной серия Бальмера наблюдается в спектрах большинства космических объектов.
Анализ интенсивностей линий серии Бальмера позволяет судить о температурах звезд, так как для получения интенсивных линий необходимо, чтобы в их образовании участвовало достаточное количество неионизованных возбужденных атомов водорода. Такие условия выполняются в атмосферах звезд спектрального класса А с температурой $T\cong1 0^4 К$ (в более холодных звездах с $T\lt 6\cdot 10^3 К$ мало возбужденных атомов водорода, в горячих звездах с $T\gt 3\cdot 10^4 К$ почти все атомы водорода ионизованы). Сравнивая контуры линий серии Бальмера, получают информацию о плотностях звездных атмосфер.

Публикации с ключевыми словами: Фраунгоферовы линии - спектроскопия - спектральные серии - спектральные линии - Бальмера серия