Увидеть невидимое
28.08.2001 15:15 |  xTerra.ru

В самом ближайшем будущем телескопам возможно удастся "увидеть" темную материю Вселенной - космическое вещество, не излучающее ни в одном из диапазонов электромагнитных волн.

Астрономы уже добились определенных успехов в обнаружении и расчете массы скоплений галактик, основывая свои наблюдения исключительно на гравитационном влиянии (т.н. эффект гравитационной линзы) подобных объектов на свет удаленных звезд. Менее чем через 10 лет эти наработки могут привести к созданию трехмерной карты темной материи Вселенной. Явление гравитационных линз заключаетсяв том, что свет далеких галактик искажается гигантскими объектами, если те расположены на одной линии между галактикой и Землей.

Группа ученых под руководством Дэвида Уитмена (David Wittman) и Энтони Тисона (Anthony Tyson) из Лаборатории Белла (Нью-Джерси), обнаружила искаженные изображения галиктик. После применения специальной компьютерной программы ученые выяснили, что для появления такого феномена в определенном месте должны находиться 15 галактик, на тот момент еще неизвестных людям. Для проверки "предсказания" воспользовались 10-метровым телескопом Keck (Гавайи). Предварительно полученные результаты расчетов полностью подтвердились. Галактики оставались незамеченными из-за своей чрезвычайной тусклости. Таким образом, наработанная техника позволит ученым искать на небе объекты, не излучающие света вообще.

Для реализации проекта трехмерной карты потребуются отдельные телескопы, один из которых уже запланирован для постройки в Чили. С помощью 8.4-метрового телескопа картографирование займет примерно 10 лет. В ходе проведения наблюдений, возможно, удастся определить, является ли темная материя тем "катализатором", который замедляет расширение Вселенной.

Константин Зайцев