Центр Крабовидной туманности Центр Крабовидной туманности
26.05.2000 23:01 | scientific.ru

Это один из многих снимков знаменитой Крабовидной туманности - остатка взрыва сверхновой 1054 г., описанного китайскими астрономами. Данные получены в 1995 г. Широкоугольной Планетарной Камерой 2 через 5 светофильтров. Снимок приводится в искуственном цвете. Растрепанные лохмотья состоят из газа внешних слоев взорвавшейся звезды, они разлетаются со скоростью более тысячи километров в секунду.

В центре снимка находятся две звезды. Нижняя из них не звезда, а пульсар, его свет не имеет ничего общего со светом звезды и к тому же он мигает, как маяк, с частотой 30 раз в секунду. Это остаток от взрыва - вращающаяся нейтронная звезда.

Желто-зеленые волокна внизу снимка находятся с нашей стороны от пульсара и летят к нам. Оранжевые и розовые волокна вверху снимка находятся за пульсаром и летят от нас.

Разные цвета отражают разницу в химическом составе газа: водород - оранжевый, азот - красный, сера - розовая, кислород - зеленый. Оттенки представляют разные смеси и температуры. Эти элементы в основном наработаны из водорода в процессе эволюции звезды и за мгновения ее взрыва (такое же происхождение имеет вещество из которого состоит Земля и мы сами).

Рассеянное голубоватое свечение не имеет ничего общего ни со светящимся газом ни с тепловым излучением вообще (в оригинальном пресс-релизе по этому поводу допущена неточность - B.S.). Это синхротронное излучение электронов высоких энергий, движущихся в магнитном поле туманности. Электроны ускоряются пульсаром и постоянно впрыскиваются в туманность.

Данные подготовлены: Kris Davidson (U. Minn.) William P. Blair (JHU), Robert A. Fesen (Dartmouth), Alan Uomoto (JHU), Gordon M. MacAlpine (U. Mich.), and Richard B.C. Henry (U. Okla.).

Группа Hubble Heritage получила цветной снимок из черно-белых данных, обработанных Dr. Blair.

Источник: StSci, Перевод: Scientific.ru.

Публикации с ключевыми словами: Сверхновые - остаток Сверхновой - нейтронные звезды - Пульсар - Крабовидная туманность - SN 1054