Джет в гигантской галактике M87 Джет в гигантской галактике M87
26.05.2000 23:03 | scientific.ru

Знаменитый оптический джет (джет переводится с английского как струя), бьющий из ядра галактики M87.

Сначала о галактике. М87 является гигантской эллиптической галактикой - центром близкого к нам скопления галактик в созвездии Девы. На снимке вся галактика не помещается. О том, как она выглядит целиком, можно судить по похожей галактике <> в центре скопления Сoma. Расстояние до М87 50 миллионов световых лет. Дюжина звездоподобных точек на снимке - шаровые скопления, содержащие сотни тысяч звезд.

Ядро галактики является "активным", т.е. содержит сверхмассивную черную дыру, всасывающую вещество из галактики. Масса дыры около двух миллиардов солнечных масс. Чтобы набрать такую массу черная дыра в прошлом должна была поедать куда больше вещества и быть куда более активной, т.е. когда-то ядро М87 было ярким квазаром, а теперь находится в полудреме.

Джетов известно достаточно много, большинство из них наблюдается только в радиодиапазоне. Некоторые достигают миллионов световых лет в длину. "Оптических" джетов меньше. Почти всегда галактическое ядро испускает два джета в противоположных направлениях. Однако, тот, который направлен к нам, всегда кажется ярче из-за того, что скорость джетов близка к скорости света - излучение усиливается в направлении движения источника по законам релятивистской кинематики. Но в данном случае скорость джета не так велика и его угол по отношению к нам не так мал, чтобы не видеть второго джета. Вероятно, это действительно сильно асимметричная система.

Как излучает джет - известно: это синхротронное излучение релятивистских электронов, движущихся в магнитном поле. Получается очень широкополосный спектр - он наблюдается и в радио, и в оптике, а во многих случаях излучение джетов дотягивает до гамма-квантов высоких энергий, перекрывая более 15 порядков величины по энергии фотонов.

Гораздо менее понятно, как возникает джет. Скорее всего, его генерирует замагниченный аккреционный диск, вращающийся вокруг черной дыры. Это достаточно сложный процесс, который трудно воспроизвести самыми современными средствами численного моделирования. Нет общепринятого мнения о том, в какой форме энергия передается от черной дыры на огромные расстояния: сами излучающие электроны давно бы затормозились - что-то должно их подпитывать. Скорее всего - энергия магнитного поля, выбрасываемого источником вместе с частицами.

Credit: NASA and The Hubble Heritage Team (STScI/AURA).

Источник: StSci, Перевод: Scientific.ru.

Публикации с ключевыми словами: M 87 - джет - ядра активных галактик - Ядра галактик