Острый гамма-глаз HETE-2 начинает работу
30.01.2001 23:00 | И. Е. Панченко/ГАИШ, Москва

HETE-2 глазами
     художника NASA В феврале 2001 года начинает свою регулярную работу спутник HETE-2 (High-Energy Transient Explorer). Он был запущен 9 октября прошлого года ракетой Pegasus. с самолета L-1011. В ходе работ по тестированию и настройке бортовых систем HETE-2 уже обнаружил шесть гамма-всплесков.

Спутник призван обеспечить астрономам оперативную информацию о происходящих гамма-всплесках, чтобы они могли навести на них другие инструменты в течение нескольких секунд или десятков секунд, пока на небе корит гамма-всплеск.

Гамма-всплеск 990123
 в
   оптике.
       Снимок Космического телескопа им. Хаббла Важность быстрого реагирования на гамма-всплески была продемонстрирована открытием оптического свечения от всплеска 23 января 1999 года, когда робот-телескоп ROTSE был наведен на область неба, где произошел всплеск, через 20 секунд после всплеска. Однако точность координат, дававшаяся действовавшим ранее инструментом BATSE, была недостаточной для оперативного наведения более мощных телескопов с маленьким полем зрения. Данные же с европейского спутника Beppo-SAX, имеющие большую точность координат, доставлялись на Землю с задержкой в несколько часов. HETE-2 объединил в себе точность и оперативность. Через систему наземных станций, покрывающих своей зоной видимости всю его экваториальную орбиту, HETE-2 будет выдавать наблюдателям в реальном времени точные координаты 50 гамма-всплесков в год. Предполагается, что это позволит исследовать первые секунды гамма-всплеска мощными инструментами и приблизит разгадку тайны их происхождения.

Публикации с ключевыми словами: гамма-всплески - gamma-ray burst - космическая рентгеновская обсерватория