На первую страницу
Предыдущая  Вверх  Следующая

2.5 Спутники планет

1. Прекрасно виден невооруженным глазом единственный спутник Земли - Луна. Из других спутников планет, в принципе, могли бы быть видимы 3 из 4 галилеевых спутников Юпитера - Ио (блеск 5m.5), Европа (5m.7), Ганимед (5m). Однако наличие рядом на небе яркого объекта - самой планеты - делает их наблюдение без оптических приборов невозможным.
  2. Писатель Дж.Свифт в, "Путешествии Гулливера" (1726 г.) предсказал наличие у Марса двух спутников. Период первого был предсказан с точностью до 25%, период второго - до 40%. Сами спутники были открыты американским астрономом Э.Холлом в 1877 году при наблюдениях в 65 см рефрактор.
  3. Титан - крупнейший по массе и размерам спутник Сатурна. Его масса 1.346*1023 кг, радиус 2575 км.

Титания - крупнейший по массе и размерам спутник Урана. Его масса 3.43*1021 кг, радиус 800 км.

4. Такой спутник - единственный в Солнечной системе. Это Луна. Орбита Луны в гелиоцентрической системе координат близка к эллипсу. Во всех своих точках орбита обращена вогнутостью к Солнцу.
  5. Радиус орбиты Луны составляет 384,4 тысячи километров, период обращения вокруг Земли - 27,3 суток.

У спутника Сатурна Дионы радиус орбиты 377,4 тысячи километров, а орбитальный период всего 2,737 суток. Такое явление имеет место из-за того, что масса Сатурна существенно больше массы Земли.

6. Этот спутник расположен ближе всего к планете. Для него и Земли круговые скорости оказались близкими по значениям.
  7. Обратное движение имеют некоторые из далеких спутников планет-гигантов. Ими являются спутники Юпитера - Ананке, Карме, Пасифае, Синопе, спутник Сатурна - Феба и спутник Нептуна - Тритон. Предполагают, что эти спутники - захваченные планетами астероиды.
  8. "Вальсирующей парой" называют коорбитальные, то есть движущиеся по практически одинаковым орбитам, спутники Сатурна - Эпитемий и Янус. Раз в 4 года они сближаются и из-за гравитационного взаимодействия "обмениваются" своими орбитами. Эта пара спутников не имеет аналогов в Солнечной системе.
  9. Два спутника Сатурна (XIII и XIV) обращаются вместе с кольцом F и своим тяготением не позволяют частицам кольца "разбежаться".
  10. Спутник Нептуна Нереида имеет орбиту с самым большим эксцентриситетом е=0,75.
  11. Радиус орбиты Фобоса - 9378 км, радиус орбиты спутника Плутона Харона - 19100 км.
  12. Такое движение, называемое синхронным, имеют Луна, спутники Марса - Фобос и Деймос, галилеевы спутники Юпитера и некоторые другие.
  13. Двойная синхронность вращений наблюдается в системе Плутон-Харон. В результате планета и спутник обращены друг к другу всегда одними и теми же сторонами.
  14. В связи с тем, что спутники находятся близко от поверхности планеты, над горизонтом всегда оказывается меньшая часть орбиты. Для наблюдателя, находящегося на поверхности, видимую часть орбиты спутники проходят с большей угловой скоростью. В полярных районах спутники Марса вообще не видны.
  15. В качестве обратного примера можно указать на спутник Марса - Фобос, который восходит на небе планеты на западе и заходит на востоке. Так же движутся в небе Земли низкие искусственные спутники. Таким же образом движутся в небе своих планет все спутники, имеющие прямое движение и орбиту, располагающуюся ниже орбиты стационарного спутника. Прямые спутники с орбитой выше стационарной, например, Луна, восходят на востоке и заходят на западе.
  16. Если космическое тело имеет массу, большую критической, при которой сдвиговые напряжения больше предела прочности, то тогда твердое тело необратимо меняет форму. Установившаяся форма становится близка к сферической, как, например, у Луны и галилеевых спутников Юпитера.

Если масса космического тела меньше критической, то в этом случае его форма может быть далека от сферической. Примеры таких тел: Фобос и Деймос, спутник Юпитера Амальтея, астероиды.

17. Самые массивные спутники в Солнечной системе: спутник Юпитера Ганимед (1.482*1023 кг), спутник Сатурна Титан (1.346*1023 кг), спутник Нептуна Тритон (1.300*1023 кг), спутник Юпитера Каллисто (1.077*1023 кг). Луна по массе занимает пятое место среди спутников.
  18. Спутник Юпитера Ганимед (R=2631 км) и спутник Сатурна Титан (R=2575 км) превосходят по своем размерам планеты Меркурий (R=2439 км) и Плутон (R=2200 км). Последнюю планету превосходит и спутник Юпитера Каллисто.
  19. Нет, Ганимед из-за своей ледяной природы имеет массу в 2,2 раза меньше массы Меркурия.
  20. Самую высокую отражательную способность, близкую к единице, как у свежевыпавшего снега, имеет спутник Сатурна Энцелад. Отражательная способность спутника Урана 1985 U1 меньше, чем у сажи,- всего 2-3%. Одно полушарие спутника Сатурна Япета отражает всего 4% падающего на него света, а второе - целых 28%.
  21. "Ледяными" называют спутники планет, внешние слои или даже кора которых состоит из водяного льда. К таким объектам относят спутник Юпитера Европу, спутники Сатурна Титан и Энделад, спутник Урана Миранду и другие.
  22. Самый гладкий - спутник Юпитера Европа. Поверхность спутника покрыта толстым слоем льда. Наибольшие перепады высот оцениваются лишь в десятки метров при диаметре спутника всего лишь на 350 км меньшем, чем у Луны.
  23. Европа на Земле - всем известная часть света. Европа в космосе - спутник планеты Юпитер. Из-за того, что поверхность этого спутника покрыта толстым слоем льда, он больше похож на земной континент - Антарктиду.
  24. Два крохотных спутника Марса: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас) во многом отличаются друг от друга:

1) орбита Фобоса лежит ниже орбиты стационарного спутника Марса, а орбита Деймоса выше;

2) на Фобосе обнаружено множество параллельных борозд шириной 200-300 м и глубиной 20-30 м и есть кратер Стикни, занимающий более трети поперечника спутника. На Деймосе, засыпанном толстым слоем реголита, нет ни борозд, ни сколько- нибудь крупных кратеров;

3) Фобос медленно приближается к планете, а Деймос удаляется.

25. Существует достаточно простое и правдоподобное объяснение этого феномена. В роли "плута" выступили глыбы горных пород. "Пашня" пришла в движение от толчка гигантского метеорита. Глыбы при толчке по инерции остались на месте, а сам спутник сместился из-под них. Глыбы и пропахали борозды по его поверхности.
  26. Оба спутника Марса - Фобос и Деймос - не могут наблюдаться с поверхности планеты в фазе полнолуния, так как при приближении к этой фазе они входят в тень планеты. Основной причиной этого является очень близкое расположение спутников к планете. Аналогичное явление имеет место у искусственных спутников Земли.
  27. Самые близкие к поверхности Юпитера спутники - Амальтея, Ио, Европа, Ганимед - во время "полнолуния" попадают в тень планеты, спутники более удаленные, на большом расстоянии от узлов орбиты в этой фазе освещаются Солнцем.
  28. Лишь у двух спутников планет в Солнечной системе обнаружены атмосферы: у Титана, спутника Сатурна, и у Тритона, спутника Нептуна.
  29. Основные кольца Сатурна D, C, B, A, F, E распадаются на множество узких колец, общее количество которых близко к тысяче. Хотя существование узких колец фиксировалось отдельными наблюдателями еще в прошлом веке, подтверждены они были в ноябре 1980 года при пролете в окрестностях Сатурна КА "Вояджер-1".
  30. Два раза за период обращения Сатурна вокруг Солнца (29,46 лет) его кольца бывают обращены к Земле ребром. Так как толщина колец мала (по разным оценкам 1,5-3 км), то для наблюдателя с Земли в это время они становятся невидимыми.
  31. Так как кольца Сатурна расположены в плоскости его экватора, то с полюсов планеты они не видны вообще. На экваторе они видны в виде очень узкой полосы.
  32. "Спицы" - это радиальные образования длиной до 10000 км и шириной 100 км, наблюдаемые на кольцах Сатурна. В отраженном свете они выглядят темными, а в проходящем - светлыми. Время их жизни не превышает нескольких часов.

Предполагают, что эти образования состоят из облаков очень мелких частиц, лежащих над основными кольцами, на высоте всего в десятки метров. Природа этих образований, возможно, связана с динамическими и электростатическими эффектами внутри колец.

Предыдущая  Вверх  Следующая