Глазенап Сергей Павлович
25/09/1848 – 12/04/1937
"Астрономы"

Советский астроном, почетный член АН СССР (1929). Р. в с. Павловском (близ г. Вышний Волочок, ныне Калининской обл.). В 1870 окончил Петербургский ун-т. В 1870-1878 работал в Пулковской обсерватории, в 1876-1924 - в Петербургском (Петроградском) ун-те (с 1889 - профессор).

Основные научные работы посвящены исследованию двойных и переменных звезд, изучению движения спутников Юпитера, рефракции света в земной атмосфере. Исходя из сравнения наблюдений затмений спутников Юпитера с соответствующими таблицами, рассмотрел вопрос о точности определения коэффициента аберрации, вывел поправки к таблицам. Исследовал влияние неконцентричности атмосферных слоев равной плотности на рефракцию, обнаружил существование периодичности в рефракционных уклонениях, рассмотрел влияние этой периодичности на параллаксы и аберрацию звезд; заново определил параллаксы α Лиры, 61 Лебедя, α Возничего. Предложил удобный способ определения орбит двойных звезд и вычислил большое число этих орбит, выполнил несколько тысяч наблюдений двойных и переменных звезд.

Глазенап проводил большую популяризаторскую и организационную работу. В 1881 по его инициативе и под его руководством была построена обсерватория Петербургского ун-та. В 1887 возглавлял экспедицию в Ярославскую губ. по наблюдению полного солнечного затмения Является пионером в организации астрономических наблюдений в благоприятных астрокли-матических условиях Крыма и Кавказа; создал временную обсерваторию в Абастумани, впоследствии, в 1932, там была основана Астрофизическая обсерватория АН ГССР. Написал пользовавшиеся широкой известностью учебники для школы, занимался составлением вспомогательных математических и астрономических таблиц. Автор ряда научно-популярных книг по астрономии, из которых наиболее известна «Друзьям и любителям астрономии» (1909).

Один из организаторов Русского астрономического об-ва (1890) и его председатель (1893-1905), почетный член многих научных обществ.

Герой Труда (1932).