Ламберт Иоганн Генрих
(Lambert, Johann Heinrich)

26/08/1728 – 25/09/1777
"Астрономы"

Немецкий астроном, математик, физик и философ, член Берлинской (1765) и Баварской (1771) АН. Р. в Мюльхаузене (Эльзас). Знания приобрел самообразованием. В 1748-1758 работал домашним учителем, затем много путешествовал. Проводил астрономические наблюдения в Цюрихе. В Мюнхене принимал участие в организации Баварской АН. Вернувшись в Швейцарию, участвовал в геодезических работах по уточнению границы между Италией и Швейцарией. С 1765 до конца жизни работал в Берлинской АН.

Из работ по астрономии широко известны исследования Ламберта по космологии и фотометрии. В 1760 опубликовал фундаментальный труд «Фотометрия», в котором разработаны теоретические основы фотометрии, основоположником которой он является наряду с П. Бугером. Сформулировал закон (закон Ламберта), согласно которому яркость рассеивающей свет (диффузной) поверхности одинакова во всех направлениях. Сделал попытку определить расстояние до звезд путем сопоставления их яркости. Предложил первую теорию отражения света гладкими матовыми поверхностями, ввел термин «альбедо» (лат. «белизна»). Занимался изучением атмосферной рефракции. Исследовал особенности вращения Юпитера и Сатурна. Изучал кометные орбиты, предложил метод приближенной оценки расстояния от Земли до кометы. В 1761 вышла в свет книга Ламберта «Космологические письма об устройстве Вселенной». В ней, далеко опережая свою эпоху, он расширил и углубил умозрения предшественников и разработал учение о структурной бесконечности Вселенной. Развил идею иерархического строения Вселенной Системой первого порядка считал Солнечную систему, системами второго порядка - звездные скопления, третьего порядка - Млечный Путь и подобные ему далекие туманности и т. д. Предпринял попытку определить размеры систем, исходя из фотометрических расчетов.

Получил ряд важных результатов в математике. В частности, доказал иррациональность чисел π и e, рассмотрел некоторые ряды, используемые в аналитической теории чисел, изучал гиперболические функции. Впервые разработал математическую теорию картографических проекций.