Астрономический календарь на 2021 год Астрономический календарь на 2021 год
2.01.2020 17:20 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии!

Этот календарь описывает основные астрономические явления, которые должны произойти в 2021 году. Он содержит данные по Солнцу, Луне, большим планетам, кометам и астероидам, доступным для наблюдений любительскими средствами. Кроме этого, даются описания солнечных и лунных затмений, приведены сведения о покрытиях звезд и планет Луной, метеорных потоках и т.п.. Окончательная версия АК_2021 выйдет в конце 2020 года.

Кроме этого календаря, сведения о явлениях 2021 года можно найти по приведенным ниже ссылкам

Астрономический календарь - справочник (1901 - 2100 годы)

Рекомендую также Астрономический календарь Сергея Гурьянова на 2021 год

Астрономический календарь на 2021 год нижегородских любителей астрономии (продолжение выпускавшегося ранее Астрономического календаря ВАГО)

Астрономический календарь на 2021 год от Наталии Шатовской (краткий годичный календарь на двух страницах)

Астрономический календарь Александра Кузнецова

Астрономический календарь-памятка на 2021 год Федора Шарова

Веб-версия иллюстрированного Астрономического календаря на месяц на сайте Метеовеб

Астрономический календарь на месяц на сайте "Небо над Братском"

ТАБЕЛЬ - КАЛЕНДАРЬ НА 2021 ГОД

КАЛЕНДАРЬ ЯВЛЕНИЙ НА 2021 ГОД ПОМЕСЯЧНО

Краткий обзор явлений 2021 года.

2021 год будет интересным в отношении солнечных затмений, а также планет и комет. Главными астрономическими событиями 2021 года будут полное и кольцеобразное солнечные затмения (кольцеобразная и частные фазы кольцеобразного затмения будут видны с территории России и СНГ). Всего же в этом году произойдут два солнечных и два лунных затмения. Лунные затмения приходятся на майское и ноябрьское полнолуние, а солнечные - на июньское и декабрьское новолуние.

Первое затмение 2021 года будет полным лунным. Оно произойдет при полнолунии 26 мая, а а его видимость распространится на восточные районы страны. Максимальная фаза затмения составит 1,015, а поскольку Луна пройдет через северную часть тени Земли, то верхний ее край практически будет касаться северной границы земной тени. Отсюда весьма небольшая продолжительность полной фазы затмения - 9 с небольшим минут. Граница видимости частных фаз затмения пройдет от Байкала до Чукотки. Западнее этой линии частные, а тем более полная фазы этого лунного затмения наблюдаться не будут. Полностью затмение увидят жители Австралии, Новой Зеландии и Океании..

Второе затмение 2021 года будет кольцеобразным солнечным и произойдет при новолунии 10 июня, а полоса кольцеобразной фазы пройдет по Северной Америке, Северному Ледовитому океану и по северо-восточной части России. К сожалению, полоса кольцеобразной фазы пройдет по малонаселенным областям нашей страны и увидеть это замечательное явление без выезда в места видимости кольцеобразной фазы сможет немногочисленное местное население. Максимальная фаза затмения составит 0,943 при продолжительности кольцеобразной фазы затмения 3 минуты 51 секунду в середине полосы затмения. Частные фазы будут видны в некоторых странах Европы и Азии, а также практически на всей территории нашей страны за исключением небольшой части юга России, а также Приморья, Сахалина и Камчатки.

Третье затмение года будет частным лунным и произойдет в полнолуние 19 ноября. Это затмение будет наблюдаться в разных фазах в восточной половине страны, а полностью затмение смогут наблюдать жители Чукотки и Камчатки, на севере России (севернее 69 широты, где луна в этот день не заходит за горизонт). Максимальная теневая фаза затмения составит 0,978, поэтому это лунное затмение будет практически полным. Естественный спутник Земли пройдет в это затмение через южную часть земной тени. Полностью это лунное затмение можно будет наблюдать на территории Северной Америки, а различные фазы затмения будут видны в Южной Америке, Австралии и некоторых странах Европы и Азии.

Четвертое затмение 2021 года будет полным солнечным. Оно произойдет при новолунии 4 декабря, а полоса полной фазы затмения пройдет по акватории Тихого и Атлантического океанов, а также по Антарктиде. Максимальная продолжительность полной фазы составит менее 2 минуты, а наблюдать это затмение смогут немногочисленные исследователи ледяного континента. Небольшие частные фазы затмения будут наблюдаться на юге Африки и на юге Австралии. В России не будут наблюдаться даже частные фазы затмения.

Подробное описание затмения и его обстоятельства можно будет прочитать на Астрофоруме в теме Астрономические наблюдения. К наиболее интересным затмениям будет опубликована статья в журнале Небосвод, а также выложена ее веб-версия на Астронет

Статьи (рекомендации к наблюдениям)о полных солнечных затмениях 2006 года и 2008 года, а также лунном затмении 2005 года наблюдавшиеся на территории России и стран СНГ.

Фазы Луны в 2021 году с указанием дат затмений

Солнце, Луна и планеты

Ежедневные эфемериды Солнца, Луны и планет на 2021 год Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун

Видимость планет в 2021 году достаточно благоприятна. Меркурий в течение года достигнет 3 утренних (март, июль, октябрь) и 3 вечерних (январь, май, сентябрь) элонгаций, не отходя от Солнца более чем на 27 градусов. Лучшая вечерняя для нашей страны будет в мае, а лучшая утренняя - в октябре.

Вечерние элонгации Меркурия в 2021 году

Утренние элонгации Меркурия в 2021 году

Для Венеры в 2021 году благоприятным временем для наблюдений будет вторая половина года (29 октября - максимальная вечерняя элонгация 47 градусов). Для Марса 2021 год - благоприятное время для наблюдений только в в первую половину года. Во второй половине 2021 года видимость планеты неблагоприятна, т.к. 8 октября планета достигнет соединения с Солнцем. Наилучшая видимость Юпитера (созвездия Козерога и Водолея) относится к периоду противостояния (20 августа). Сатурн (созвездие Козерога) также лучше всего виден близ противостояния 2 августа. Уран (созвездие Овна) и Нептун (созвездие Водолея) являются осенними планетами, т.к. вступают в противостояние с Солнцем, соответственно, 4 ноября и 14 сентября.

Эфемериды больших планет на год в одном файле

Из 19 соединений планет друг с другом в 2021 году самыми близкими (менее полградуса) будут 8 явлений (6 февраля - Венера и Сатурн, 11 февраля - Венера и Юпитер, 5 марта - Меркурий и Юпитер, 14 марта - Венера и Нептун, 23 апреля - Венера и Уран, 29 мая - Меркурий и Венера, 13 июля Венера и Марс, 19 августа - Меркурий и Марс - самое близкое до 0,07 гр.). Менее 1 градуса (но более полградуса) станет угловое расстояние между Меркурием и Ураном 24 апреля, а также между Меркурием и Марсом 10 ноября. Соединения других планет можно найти в календаре событий АК_2021.

Среди 7 покрытий Луной больших планет Солнечной системы в 2021 году: Меркурий покроется 2 раза (3 ноября и 4 декабря), Венера - 2 раза (12 мая и 8 ноября) и Марс - 3 раза (17 апреля, 3 декабря и 31 декабря). Покрытий Луной Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна в этом году не будет. Юпитер в следующий раз покроется Луной 22 февраля 2023 года, а Сатурн - только 6 апреля 2024 года. Очередной серии покрытий Урана придется ждать до 7 февраля 2022 года. Покрытия Нептуна Луной начнутся не ранее 1 сентября 2023 года.

Покрытий Луной ярких звезд в 2021 году не будет. Покрытия звезды Антарес придется ждать до 25 августа 2023 года, покрытия звезды Альдебаран (альфа Тельца) - до 18 августа 2033 года, покрытия звезды Регул (альфа Льва) - до 26 июля 2025 года, а покрытия звезды Спика (альфа Девы) до 16 июня 2024 года.

Астероид Веста станет самым ярким в этом году. Его блеск в в период противостояния 4 марта достигнет 5,8m (созвездие Льва). Блеска 6,8m 27 ноября достигнет Церера (созвездие Тельца - близ звездного скопления Гиады). Сведения об этих других ярких астероидах публикуются ежемесячно в Календаре наблюдателя на http://www.astronet.ru/ . Астронет .

Среди комет доступными для малых и средних телескопов будут, по крайней мере, четыре небесные странницы: P/Tempel (10P), P/Pons-Winnecke (7P), P/Tuttle (8P) и P/Borrelly (19P), ожидаемый блеск которых составит ярче 10m. Следует отметить, что приведенный список может значительно меняться, ввиду открытия новых комет и увеличения блеска ожидаемых, а также потерь известных комет. Следите за обновлениями на Астронет в Календаре наблюдателя и Астрономической неделе.

Из метеорных потоков

лучшими для наблюдений будут эта-Аквариды, Персеиды, Дракониды и Геминиды. Общий обзор метеорных потоков на сайте Международной Метеорной Организации http://www.imo.net

Сведения по покрытиям звезд астероидами в 2021 году имеются на сайте http://asteroidoccultation.com .

Сведения по переменным звездам находятся на сайте AAVSO.

Атлас звездного неба (все небо со звездами до 6,5 звездной величины)

Источники изображений: сайт NASA и StarryNightBackyard 3.1.0

Предстоящие явления на другие годы можно самостоятельно определить при помощи весьма подробного он-лайн календаря CalSky

Помесячный календарь на 2016 - 2050 годы

Хочется надеяться, что АК_2021 послужит Вам надежным спутником при наблюдениях в течение года!

Тематические ссылки