Астрономическая неделя с 17 по 23 апреля 2017 года Астрономическая неделя с 17 по 23 апреля 2017 года
7.03.2017 10:40 | Александр Козловский

На данной неделе Луна (Ф= 0,68-) достигнет минимального склонения (-19,0 градусов) в созвездии Стрельца ( в начале недели). В середине недели Меркурий вступит в нижнее соединение с Солнцем, а астероид Виктория (12) - в противостоянии с Солнцем. 21 апреля Луна (Ф= 0,25-) пройдет нисходящий узел своей орбиты, а Марс окажется в 3,5 градусах южнее Плеяд. 22 апреля произойдет покрытие Луной (Ф= 0,18-) Нептуна при видимости в Австралии и акватории Тихого океана, а метеорный поток Лириды достигнет максимума действия (часовое число метеоров - 18). В конце недели Луна (Ф= 0,15-) сблизится с Венерой, а Меркурий пройдет на наименьшем расстоянии от Земли (0,568 а.е.). Кроме этого, несколько долгопериодических переменных звезд достигнут максимума блеска, доступного биноклю, любительским телескопам всю неделю доступны несколько комет, а Луна в конце недели достигнет максимальной западной либрации. Комета Lovejoy (C/2017 E4) в середине недели пройдет южнее Туманности Андромеды.

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличится к концу недели до 47 градусов, а максимальная долгота дня на той же широте составляет 14 часов 45 минут. Видимый диаметр Солнца к концу недели изменится до 31,81 минут дуги, а движется оно по созвездию Рыб, 18 апреля переходя в созвездие Овна. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу последней четверти 19 апреля. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Стрельца, Козерога, Водолея и Рыб, изменяя фазу от 0,7- до 0,1-. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Стрельца, красуясь на ночном небе низко над горизонтом и постепенно уменьшая фазу. Совершив почти трехдневное путешествие по Стрельцу, лунный серп при фазе около 0,5- перейдет в созвездие Козерога 19 апреля, приняв фазу последней четверти. Через два дня Луна вступит в созвездие Водолея при фазе около 0,3-, где 22 апреля (Ф= 0,18-) покроет Нептун. Границу созвездия Рыб тонкий серп (Ф= 0,1-) пересечет 23 апреля. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Уран не видны. Марс наблюдается по вечерам. Юпитер виден всю ночь, а Венеру, Сатурн и Нептун можно найти на утреннем небе. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) имеет блеск около 8m, медленно двигаясь по созвездию Геркулеса. P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41P) перемещается по созведиям Дракона и Геркулеса при блеске около 6m (недалеко от кометы C/2015 V2 (Johnson)), являясь незаходящим светилом в средних и северных широтах. Комета Энке (около 10m) движется по созвездию Водолея при видимости в южных широтах страны. Lovejoy (C/2017 E4) движется по созвездию Андромеды, имея блеск 6m. C/2015 ER61 ( PanSTARRS ) движется по созвездиям Козерога и Водолея при блеске около 7m. По созвездию Водолея перемещается и комета C/2017 E1 ( Borisov ) с блеском слабее 11m. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на апрель, а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (7,8m) в созвездии Близнецов и Церера (9,0m) в созвездии Тельца.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: R Дракона 7,6m - 18 апреля, R Кассиопея 7,0m - 19 апреля, R Пегаса 7,8m - 20 апреля, RZ Пегаса 8,8m - 21 апреля, R Малого Льва 7,1m - 22 апреля.

Некоторые близкие пары светил: Марс - Плеяды, Марс - Альдебаран (Гиады), Луна - Нептун, Венера - Нептун, Юпитер - Спика, Юпитер - тета Девы, Сатурн - тета Змееносца, Уран - омикрон Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Веста - бета Близнецов, комета C/2015 V2 (Johnson) - тау Геркулеса, комета P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41P) - бета Дракона, Lovejoy (C/2017 E4) - Туманность Андромеды, C/2015 V2 (Johnson) - P/Tuttle-Giacobini-Kresak (41P).

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 17 апреля - в 1912 году, 18 апреля - в 1558 году, 19 апреля - в 1670 году, 20 апреля - в 1148 году, 21 апреля - в 1697 году, 22 апреля - в 1716 году, 23 апреля - в 1735 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 21 апреля (7 затмений!), а меньше всего - 20 апреля (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Самый полный и точный ресурс по затмениям и прохождениям http://www.eclipsewise.com/eclipse.html

Сведения о явлениях прошлого и будущего - в Астрономическом календаре - справочнике .

Меркурий. Планета движется попятно по созвездию Овна, 21 апреля переходя в созвездие Рыб. Вечерняя видимость Меркурия (лучшая в 2017 году) закончилась, и на данной неделе планета пройдет нижнее соединение с Солнцем (20 апреля) и выйдет на утреннее небо. Но наблюдать быструю планету (утренняя видимость) можно будет только в мае. Угловые размеры быстрой планеты составляют около 11 секунд дуги при блеске около +3m и фазе около 0,01. Расстояние между Меркурием и Землей уменьшается от 0,61 до 0,57 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Рыб. Утренняя звезда видна в лучах восходящего Солнца, но благодаря высокому блеску, наблюдать ее можно и днем, в т.ч. и невооруженным глазом. Угловое расстояние Венеры от Солнца увеличивается от 30 до 36 градусов к концу недели. Видимый диаметр планеты уменьшается за неделю от 48,5 до 42,5 угловых секунд, а блеск составляет -4,6m при фазе около 0,2. Серп Венеры заметен даже в бинокль, а в телескоп виден во всем великолепии! Расстояние между Землей и Венерой увеличивается за неделю до 0,39 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Найти Марс можно над западным горизонтом в вечернее время в виде достаточно яркой звезды. Наблюдения в телескоп не представляют интереса из-за малого видимого диаметра планеты. Блеск планеты составляет +1,5m, а видимый диаметр около 4 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 2,36 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется попятно по созвездию Девы. Юпитер наблюдается всю ночь, т.к. находится близ противостояния с Солнцем. Угловой диаметр газового гиганта уменьшается от 44,1 до 43,9секунд дуги при блеске -2,4m и расстоянии от Земли 4,49 а.е. (к концу недели).. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на апрель. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Стрельца. Сатурн можно найти на утреннем небе у юго-восточного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,3m, а угловой диаметр - около 17,5 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 9,42 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,4 угл. сек) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды омикрон Psc (4,2m). Уран закончил вечернюю видимость и появится на утреннем небе только в мае. Карта пути планеты в течение года. Для рассмотрения диска планеты в период видимости понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном составляет 20,92 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Нептун наблюдается в утренних сумерках над восточным горизонтом. Карта пути планеты в течение года. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается за неделю до 30,58 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 33,04 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
19 Apr 2017   3h34m40.40s  +17.02175 deg  2.747   3.607  9.0  26.7  60.47  71.8 Tau
22 Apr 2017   3h39m28.48s  +17.39728 deg  2.745   3.623  9.0  24.9  60.81  72.2 Tau
Веста (4)
19 Apr 2017   7h54m57.17s  +25.45536 deg  2.432   2.270  7.8  86.9  38.11 101.0 Gem
22 Apr 2017   7h58m20.34s  +25.30909 deg  2.430   2.305  7.9  84.8  39.99 101.3 Gem
Виктория (12)
19 Apr 2017  13h40m51.64s  -17.56274 deg  2.272   1.272  9.8 173.3  41.80 302.9 Vir
22 Apr 2017  13h37m59.77s  -17.10035 deg  2.265   1.264  9.8 172.9  42.38 303.9 Vir

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений апреля месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на апрель, Астрономическом календаре на 2017 год, Астрономическом календаре - справочнике, календаре Сalsky и в Альманахе .

17 апреля, 16 часов 00 минут -. Луна (Ф= 0,68-) достигает минимального склонения (-19,0 градусов).

18 апреля, вечер - Долгопериодическая переменная звезда R Кассиопеи близ максимума блеска (6m).

19 апреля, 09 часов 59 минут (UT) - Луна в фазе последней четверти.

20 апреля, 06 часов 00 минут (UT) - Меркурий вступает в нижнее соединение с Солнцем, а астероид Виктория - в противостояние.

21 апреля, 22 часов 30 минут (UT) - Луна (Ф= 0,25-) в нисходящем узле орбиты.

22 апреля, 12 часов 00 минут (UT) - Максимум действия метеорного потока Лириды с часовым числом 18 метеоров.

23 апреля, утро - Луна (Ф= 0,15-) близ Венеры.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 20 апреля в городах на широте Москвы.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 20 апреля в городах на широте Москвы.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 20 апреля в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N04 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет),