Астрономическая неделя со 2 по 8 января 2017 года Астрономическая неделя со 2 по 8 января 2017 года
30.12.2016 16:25 | Александр Козловский

На данной неделе Луна (Ф= 0,15+) сблизится с Венерой, максимума действия достигнет метеорный поток Квадрантиды (ZHR=120) и произойдет покрытие Луной (Ф= 0,23+) Нептуна и Марса при видимости в Индонезии и Океании. 4 января Земля пройдет перигелий своей орбиты (максимальный видимый диаметр Солнца), а 6 января Луна (Ф= 0,53+) сблизится с Ураном. В конце описываемого периода Меркурий достигнет стояния с переходом от попятного движения к прямому. Вечера первых дней нового 2017 года будут украшены растущим серпом Луны, находящейся близ Венеры. Два самых ярких светила ночного неба будут привлекать внимание вскоре после захода Солнца, а фон вечерней зари с изменяющимися оттенками придаст этому небесному явлению еще более интересный вид!

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет к концу недели 12 градусов, а долгота дня на той же широте составляет 07 часов 20 минут. Видимый диаметр Солнца - 32,53 минут дуги, а движется оно по созвездию Стрельца. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу первой четверти 5 января. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Козерога, Водолея, Рыб, Овна и Тельца, изменяя фазу от 0,1+ до 0,8+. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Козерога. Увеличив фазу до 0,15, молодой месяц 2 января перейдет в созвездие Водолея, пройдя севернее Венеры. Здесь лунный серп, украшающий вечернее небо, проведет два дня, сблизившись 3 января при фазе 0,23 с Марсом и Нептуном, которые прокроет при видимости в Индонезии и Океании. В эти дни Луна наращивает высоту над горизонтом, постепенно удаляясь от яркой Венеры. Перейдя в созвездие Рыб 4 января, лунный серп увеличит фазу почти до 0,4 и устремится к фазе первой четверти, которую примет 5 января. В созвездии Рыб лунный овал 6 января пройдет южнее Урана, около полуночи 7 января перейдет в созвездие Кита, а через некоторое время - в созвездие Овна. 8 января Луна достигнет созвездия Тельца при фазе 0,77. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Сатурн видны на фоне утренней зари, Венера и Марс наблюдаются по вечерам, Юпитер можно найти на ночном и утреннем небе, а Уран и Нептун видны вечером, но для их поисков понадобится бинокль или телескоп. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономическоого календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) постепенно набирает блеск (около 10m) медленно перемещаясь по созвездию Волопаса. Комета P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45P) обещает быть доступной биноклю на данной неделе. Сейчас она движется по созвездию Козерога с блеском около 7m. Благодаря вспышке, стала доступна любительским телескопам комета C/2016 U1 ( NEOWISE ). Эта небесная странница движется по созвездию Змееносца на юго-восток при блеске около 7m, сближаясь в конце недели с звездным скоплением М16. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на январь , а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (6,6m) в созвездии Рака и Церера (8,6 m) в созвездии Кита.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: X GEM (8,2m) 3 января, R VUL (8,1m) 4 января, S SCL (6,7m) 6 января, U ARI (8,1m) 7 января, R PER (8,7m) 8 января.

Из основных метеорных потоков активны Квадрантиды из созвездия Волопаса.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Венера, Луна - Нептун, Луна - Марс, Луна - Уран, Марс - Нептун, Меркурий - мю Стрельца, Венера - йота Водолея, Марс - лямбда Водолея, Юпитер - Спика, Сатурн - тета Змееносца, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - альфа Рыб, Церера -Уран, Веста - М44, C/2015 V2 (Johnson) - лямбда Волопаса, C/2016 U1 ( NEOWISE ) - М16.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 2 января - в 0987 году, 3 января - в 1573 году, 4 января - в 1033 году, 5 января - в 1685 году, 6 января в 1182 году, 7 января - в 1209 году, 8 января - в 1750 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 6 января (6 затмений), а меньше всего - 7 января (1 затмение). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Меркурий. Планета движется попятно (меняя движение на прямое в конце недели) по созвездию Стрельца. Наблюдать Меркурий можно на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта (близ Сатурна). Угловые размеры планеты составляют около 9 секунд дуги при блеске около 0m и фазе около 0,3. Расстояние от Земли увеличивается от 0,69 до 0,81 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Угловое расстояние к западу от Солнца составляет 47 градусов, а видна она на фоне вечерних сумерек в виде яркой звезды около четырех часов. Тем не менее, возможны и дневные наблюдения Венеры невооруженным глазом (во второй половине дня). Видимый диаметр планеты увеличивается за неделю от 22,0 до 23,6 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,4m при фазе около 0,53. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 0,76 до 0,71 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея, близ Нептуна. Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом в вечернее и ночное время в виде достаточно яркой звезды (при видимости около 5 часов). Блеск планеты уменьшается до +1,3m, а видимый диаметр уменьшается до 5,5 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 1,69 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Юпитер виден в ночные и утренние часы над юго-западным и южным горизонтом. Угловой диаметр газового гиганта увеличивается от 35,5 до 36,2 секунд дуги при блеске -1,8m и расстоянии от Земли 5,42 а.е. (к концу недели).. Уже в небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на январь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Сатурн можно найти на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 10,92 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,5 угл. сек) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на вечернем и ночном небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 19,76 до 19,88 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m) и Марса. Нептун наблюдается вечером, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 30,56 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 34,23 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 1 Jan 2017   1h34m00.76s  + 1.70561 deg  2.830   2.461  8.6 101.8  22.59  38.2 Cet
 5 Jan 2017   1h35m40.32s  + 2.19009 deg  2.827   2.512  8.6  98.3  25.20  42.6 Cet
Веста (4)
 1 Jan 2017   8h19m14.85s  +21.63299 deg  2.517   1.577  6.7 158.4  33.95 296.5 Cnc
 5 Jan 2017   8h15m40.53s  +22.04134 deg  2.514   1.557  6.6 163.3  36.78 295.1 Cnc
Метида (9)
 1 Jan 2017  10h59m33.31s  +14.46632 deg  2.228   1.570 10.1 119.7  12.98  65.7 Leo
 5 Jan 2017  11h00m39.73s  +14.62982 deg  2.233   1.533 10.0 123.6  10.26  44.9 Leo
Ирена (14)
 1 Jan 2017  10h45m46.91s  +18.63867 deg  2.267   1.564 10.1 124.1  19.05  50.5 Leo
 5 Jan 2017  10h47m15.90s  +18.98286 deg  2.262   1.521 10.0 127.9  17.61  36.7 Leo
Евномия (15)
 1 Jan 2017  10h33m39.99s  + 1.14026 deg  2.737   2.102  9.9 120.6  13.58 205.8 Sex
 5 Jan 2017  10h32m52.25s  + 0.83233 deg  2.745   2.063  9.9 124.7  14.64 222.3 Sex
Мельпомена (18)
 1 Jan 2017   2h16m43.33s  - 1.91922 deg  1.882   1.303  9.6 110.0  45.24  48.1 Cet
 5 Jan 2017   2h20m31.75s  - 1.10395 deg  1.889   1.347  9.7 107.3  48.39  50.3 Cet

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений января месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на январь, Астрономическом календаре на 2017 год, календаре Сalsky и в Альманахе .

02 января, вечер - Луна (Ф= 0,18+) близ Венеры.

03 января, 03 часа 00 минут (UT) - Покрытие Луной (Ф= 0,23+) Нептуна и Марса при видимости в Индонезии и Океании.

03 января, 14 часов 00 минут (UT) - Максимум действия метеорного потока Квадрантиды из созвездия Волопаса с часовым числом 120.

04 января, 14 часов 00 минут (UT) - Земля проходит перигелий своей орбиты (0,9833 а.е.).

05 января, 22 часа 46 минут - Луна в фазе первой четверти.

06 января, вечер - Луна (Ф= 0,59+) близ Урана и Цереры.

07 января, утро - Долгопериодическая переменная звезда U Овна близ максимума блеска (7m).

08 января, 14 часов 00 минут (UT) - Меркурий в стоянии с переходом от попятного к прямому движению.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Большая Вселенная и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 5 января в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 5 января в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 5 января в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N01 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом