Астрономическая неделя с 9 по 15 января 2017 года Астрономическая неделя с 9 по 15 января 2017 года
31.12.2016 11:41 | Александр Козловский

На данной неделе произойдет покрытие Альдебарана Луной при фазе 0,88 (видимость в среднеазиатских странах СНГ, на юге Сибири и в Приморье). Луна (Ф= 0,93+) пройдет перигей орбиты, окажется в максимальном склонении и вступит в фазу полнолуния. Венера достигнет максимальной восточной (вечерней) элонгации 47 градусов и пройдет в 0,4 градуса к северу от Нептуна. Интересно, что рядом будут находиться самая яркая и самая слабая планеты Солнечной системы. В конце недели произойдет покрытие Луной (Ф= 0,91-) звезды Регул при видимости в Южной Америке.

Солнце. Высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы увеличится к концу недели до 13 градусов, а долгота дня на той же широте составляет 07 часов 35 минут. Видимый диаметр Солнца - 32,52 минут дуги, а движется оно по созвездию Стрельца. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 12 января. Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Тельца, Близнецов, Рака и Льва, изменяя фазу от 0,8+ до 1,0, а затем до 0,9-. Начало недели ночное светило проведет в созвездии Тельца. Здесь 9 января в очередной раз произойдет покрытие Альдебарана Луной при фазе 0,88 (видимость в среднеазиатских странах СНГ, на юге Сибири и в Приморье), а затем яркий лунный диск продолжит путь до созвездия Ориона, в котором побывает 11 января в фазе 0,97. В этот период ночное светило поднимается на наибольшую высоту над горизонтом. В созвездии Близнецов Луна проведет 11 и 12 января, приняв здесь фазу полнолуния 12 января, а затем перейдет в созвездие Рака. Здесь лунный овал пробудет до 14 января, вступив затем в созвездие Льва при фазе около 0,95. Пройдя южнее Регула 15 января (покрытие звезды при видимости в Южной Америке) при фазе около 0,9 ночное светило продолжит движение по просторам созвездия Льва Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий и Сатурн видны на фоне утренней зари, Венера и Марс наблюдаются по вечерам, Юпитер можно найти на ночном и утреннем небе, а Уран и Нептун видны вечером, но для их поисков понадобится бинокль или телескоп. Подробные эфемериды планет даются в печатной версии Астрономического календаря на 2017 год .

Из комет хвостатая странница C/2015 V2 (Johnson) постепенно набирает блеск (около 10m) медленно перемещаясь по созвездию Волопаса. Комета P/Honda-Mrkos-Pajdusakova (45P) имеет блеск около 7m. Сейчас она движется по созвездию Козерога с блеском около 7m. Небесная гостья C/2016 U1 ( NEOWISE ) при блеске около 7m движется по созвездию Змеи и Стрельца, заканчивая свою видимость из-за приближения к Солнцу. Карты путей комет и астероидов на месяц имеются в КН на январь , а на другие периоды - в Астрономическом календаре на 2017 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) приводятся на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самыми яркими являются Веста (6,3m) в созвездии Рака и Церера (8,7 m) в созвездии Рыб.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: S LAC (8,2m) 11 января, R DEL (8,3m) 15 января.

Из основных метеорных потоков активны Квадрантиды из созвездия Волопаса.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Альдебаран, Луна - М44 (Ясли), Луна - Регул, Венера - Нептун, Меркурий - мю Стрельца, Венера - лямбда Водолея, Марс - каппа Рыб, Юпитер - Спика, Сатурн - тета Змееносца, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, Церера - альфа Рыб, Церера - Уран, Веста - М44, C/2015 V2 (Johnson) - бета Волопаса.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Недельный обзор от журнала "Скай энд Телескоп", но нужно иметь ввиду, что картинки даются для 40 северной широты, а положение Луны и планет на 7 часов позднее относительно московского времени....

Это интересно! Предыдущее полное солнечное затмение имело место: 9 января - в 0688 году, 10 января - в 1377 году, 11 января - в 1880 году, 12 января - в 1423 году, 13 января в 1005 году, 14 января - в 1926 году, 15 января - в 1572 году. Больше всего (за прошедшие две тысячи лет) полных затмений в эти дни было 10, 14 и 15 января (по 4 затмения), а меньше всего - 8 января (2 затмения). Your Guide to the 2017 Total Solar Eclipse

Самый полный и точный ресурс по затмениям и прохождениям http://www.eclipsewise.com/eclipse.html

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Стрельца. Наблюдать Меркурий можно на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта близ Сатурна. Эти две планеты сближаются в начале недели до 7 градусов. Угловые размеры планеты составляют около 8 секунд дуги при блеске около 0m и фазе около 0,5. Расстояние от Земли увеличивается от 0,81 до 0,94 а.е. Положения планеты во время всех элонгаций 2017 года имеются в Астрономическом календаре на 2017 год. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Угловое расстояние к западу от Солнца составляет 47 градусов, а видна она на фоне вечерних сумерек в виде яркой звезды около четырех часов. Тем не менее, возможны и дневные наблюдения Венеры невооруженным глазом (во второй половине дня). Видимый диаметр планеты увеличивается за неделю от 23,6 до 25,3 угловых секунд, а блеск имеет значение -4,4m при фазе около 0,50. Расстояние между Землей и Венерой уменьшается от 0,71 до 0,66 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея. Найти Марс можно над южным и юго-западным горизонтом в вечернее и ночное время в виде достаточно яркой звезды (при видимости около 5 часов). Блеск планеты составляет около +1m, а видимый диаметр около 5,5 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается до 1,74 а.е.. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы (близ Спики). Юпитер виден в ночные и утренние часы над юго-западным и южным горизонтом. Угловой диаметр газового гиганта увеличивается от 36,2 до 37,2 секунд дуги при блеске -2,0m и расстоянии от Земли 5,31 а.е. (к концу недели).. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также покрытия спутников планетой, затмения и прохождения их перед планетой. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветной график + таблица явлений) имеются в КН на январь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Сатурн можно найти на фоне утренней зари у юго-восточного горизонта. Блеск планеты имеет значение +0,5m, а угловой диаметр - около 15 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (при наклоне к наблюдателю под углом 27 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна уменьшается до 10,86 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,8, d= 3,5 угл. сек) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на вечернем небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Ураном увеличивается от 19,88 до 20,00 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +7,9, d= 2,4 угл. сек.) перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m) и Венеры. Нептун наблюдается вечером, а найти его среди звезд поможет карта пути планеты. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Расстояние между Землей и Нептуном увеличивается до 30,65 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 34,22 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм (в периоды наилучшей видимости) и прозрачное небо, а идеальное место для его наблюдений - в экваториальной области Земли. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата          a(2000.0)      d(2000.0)     r      delta   m  elon.   V      PA  сon.
Церера (1)
 9 Jan 2017   1h37m38.95s  + 2.69457 deg  2.824   2.565  8.7  94.9  27.74  46.1 Psc
13 Jan 2017   1h39m55.64s  + 3.21679 deg  2.821   2.617  8.7  91.6  30.19  48.9 Psc
Веста (4)
 9 Jan 2017   8h11m47.48s  +22.45830 deg  2.512   1.541  6.5 168.2  38.96 293.8 Cnc
13 Jan 2017   8h07m40.01s  +22.87673 deg  2.509   1.530  6.3 173.1  40.44 292.8 Cnc
Метида (9)
 9 Jan 2017  11h01m15.78s  +14.84403 deg  2.238   1.499  9.9 127.5   9.49  15.5 Leo
13 Jan 2017  11h01m20.76s  +15.10768 deg  2.243   1.466  9.8 131.6  11.19 348.3 Leo
Ирена (14)
 9 Jan 2017  10h48m16.63s  +19.37996 deg  2.256   1.480  9.9 131.7  17.23  21.1 Leo
13 Jan 2017  10h48m48.16s  +19.82804 deg  2.251   1.441  9.8 135.6  18.02   5.6 Leo
Евномия (15)
 9 Jan 2017  10h31m39.66s  + 0.56262 deg  2.752   2.027  9.8 128.8  16.64 235.8 Sex
13 Jan 2017  10h30m02.60s  + 0.33289 deg  2.760   1.993  9.7 133.1  19.25 246.0 Sex
Мельпомена (18)
 9 Jan 2017   2h24m41.79s  - 0.27278 deg  1.897   1.392  9.8 104.6  51.27  52.2 Cet
13 Jan 2017   2h29m11.80s  + 0.56923 deg  1.904   1.438  9.9 102.0  53.89  54.0 Cet

a  прямое восхождение для эпохи 2000.0,  d - склонение для эпохи 2000.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2017 год с общим обзором звездного неба и явлений января месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на январь, Астрономическом календаре на 2017 год, календаре Сalsky и в Альманахе .

09 января, 14 часов 25 минут (UT) - Покрытие Луной (Ф= 0,88+) звезды Альдебаран при видимости в Средней Азии, на юге Сибири и в Приморье.

10 января, 06 часов 07 минут (UT) - Луна (Ф= 0,92+) в перигее на расстоянии от центра Земли 363242 км.

11 января, 09 часов 00 минут (UT) - Луна (Ф= 0,98+) в максимальном склонении к югу от небесного экватора.

12 января, 11 часов 34 минуты (UT) - Полнолуние.

12 января, 12 часов 00 минут (UT) - Венера в наибольшей вечерней (восточной) элонгации (47 градусов) близ Нептуна..

13 января, ночь - Луна (Ф= 0,98-) близ звездного скопления М44 (Ясли).

14 января, вечер - Долгопериодическая переменная звезда R Дельфина близ максимума блеска (7m).

15 января, 10 часов 44 минуты -Луна (Ф= 0,9-) в восходящем узле орбиты (близ Регула - покрытие, видимое в Южной Америке)

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-восточной и южной части полуночного неба 12 января в городах на широте Москвы.

Вид юго-восточной и южной части неба за час до восхода Солнца 12 января в городах на широте Москвы.

Вид южной и юго-западной части неба через час после захода Солнца 12 января в городах на широте Москвы.

Источники: Календарь Наблюдателя N01 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

Публикации с ключевыми словами: астрономическая неделя - любительская астрономия - небо - невооруженным глазом