Календарь наблюдателя на сентябрь 2016 года Календарь наблюдателя на сентябрь 2016 года
5.09.2016 22:40 | Александр Козловский

Уважаемые любители астрономии! Календарь наблюдателя на сентябрь 2016 года + карты путей комет и астероидов и покрытий - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере, либо просматривайте на вашем мобильном устройстве.

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2016 год

Веб-версия Астрономического календаря на 2016 год на на сайте Сергея Гурьянова

Сведения о других астрономических явлениях на более длительный период в Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы и Кратком Астрономическом календаре на 2051 - 2200 годы

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца (время московское):

1 сентября - новолуние,
1 сентября - кольцеобразное солнечное затмение, видимое в Африке и на Мадагаскаре,
2 сентября - Меркурий проходит в 5 градусах южнее Юпитера,
2 сентября - сближение Луны, Меркурия, Венеры и Юпитера в секторе 8 градусов на вечернем
небе,
2 сентября - Нептун в противостоянии с Солнцем,
3 сентября - покрытие Луной (Ф= 0,02) планеты Юпитер при дневной видимости в Америке
и дневной видимости на Камчатке,
3 сентября - покрытие Луной (Ф= 0,04) планеты Венера при видимости на Байкале и дневной
видимости в Западной Сибири,
6 сентября - Луна (Ф= 0,25) в апогее,
9 сентября - Луна в фазе первой четверти,
9 сентября - максимум действия метеорного потока Сентябрьские эпсилон-Персеиды (ZHR=
5),
11 сентября - долгопериодическая переменная звезда хи Лебедя близ максимума блеска
(4m),
12 сентября - Меркурий в нижнем соединении с Солнцем,
15 сентября - покрытие Луной (Ф= 0,98) планеты Нептун при видимости на Европейской
части России,
16 сентября - полнолуние,
16 сентября - полутеневое лунное затмение видимое в России и СНГ,
18 сентября - Луна (Ф= 0,95) в перигее,
18 сентября - Венера проходит в 2 градусах  севернее Спики,
21 сентября - Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению,
22 сентября - покрытие Луной (Ф= 0,66) звезды Альдебаран при видимости в среднеазиатских
странах СНГ и дневной видимости в Приморье,
22 сентября - осеннее равноденствие,
23 сентября - Луна в фазе последней четверти,
26 сентября - Юпитер в соединении с Солнцем,
29 сентября - Меркурий в наибольшей западной (утренней) элонгации 18 градусов,
29 сентября - покрытие Луной (Ф= 0,03) Меркурия при видимости в Южной Америке,
30 сентября - покрытие Луной (Ф= 0,01) Юпитера при видимости в Западной Европе, Африке
и Северной Америке.

Обзорное путешествие по звездному небу сентября в журнале Небосвод за сентябрь 2009 года (http://astronet.ru/db/msg/1236026 ).

Солнце движется по созвездию Льва до 17 сентября, а затем переходит в созвездие Девы и остается в нем до конца месяца. Склонение дневного светила уменьшается с каждым днем все быстрее (достигая максимума к осеннему равноденствию 22 сентября), вследствие чего также быстро увеличивается продолжительность ночи. Осеннее равноденствие сравнивает продолжительность дня и ночи на всей Земле, а после перехода Солнца в южное полушарие неба ночь в северном полушарии Земли становится длиннее дня (астрономическая осень), а в южном полушарии Земли - короче (астрономическая весна). В начале месяца долгота дня на широте Москвы составляет 13 часов 47 минут, а в конце - 11 часов 38 минут, и продолжает быстро уменьшаться. Полуденная высота Солнца на широте Москвы уменьшится за месяц на 11 градусов (с 42 до 31 градуса). Сентябрь - один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальное изучение Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно проводить обязательно (!!) с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца имеются в журнале Небосвод http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по сентябрьскому небу при фазе новолуния в созвездии Льва (близ Регула). Вечером следующего дня тончайший серп сблизится сразу с тремя планетами (Меркурий, Венера и Юпитер), но это соединение будет недоступно для наблюдений в средних и северных широтах. 3 сентября молодой месяц покроет Юпитер, но в нашей стране это явление будет видимо только на Камчатке и в дневное время. В этот же день Луна достигнет Венеры и произойдет покрытие Вечерней Звезды. Это покрытие будет видно в России (Байкал, Западная Сибирь). Вечером 4 сентября Луна уже будет украшением западной части неба, находясь при фазе 0,1 близ Спики. Под утро 6 сентября молодой месяц увеличит фазу до 0,2 и перейдет в созвездие Весов, где пробудет до утра 8 сентября, когда перейдет в созвездие Скорпиона (Ф= 0,4). В этот же день Луна перейдет в созвездие Змееносца, приняв здесь 9 сентября фазу первой четверти близ Сатурна и Марса. 10 сентября лунный полудиск пересечет границу созвездия Стрельца и проведет здесь время до 13 сентября, увеличив фазу до 0,8. Этот и следующий день лунный овал проведет в созвездии Козерога, а затем перейдет в созвездие Водолея (Ф= 0,95). Здесь Луна покроет Нептун при видимости явления на Европейской части России, а затем примет фазу полнолуния, при котором произойдет полутеневое лунное затмение, видимое почти на всей территории России и СНГ. Поднимаясь день ото дня все выше и уменьшая фазу яркий лунный диск 17 сентября перейдет в созвездие Рыб, и совершит по нему двухдневное путешествие с заходом в созвездие Кита. Южнее Урана Луна пройдет при фазе 0,93 18 сентября, а в созвездие Овна вступит после полуночи 20 сентября при фазе 0,86. Здесь лунный овал пробудет недолго и в этот же день перейдет в созвездие Тельца при фазе 0,8. После полуночи 22 сентября (в день осеннего равноденствия) Луна в очередной раз покроет Альдебаран при фазе 0,66 и продолжит путь до границы с созвездием Ориона, которого достигнет 23 сентября, приняв фазу последней четверти. В эти дни ночное светило находится на наибольшей высоте над горизонтом. В созвездии Близнецов убывающий серп проведет 23 и 24 сентября, а затем перейдет в созвездие Рака при фазе 0.3. Здесь стареющий месяц пробудет до полуночи 27 сентября, являясь украшением утреннего неба. При фазе 0,15 Луна перейдет в созвездие Льва, где сблизится с Регулом, пройдя южнее его. 29 сентября тонкий серп (ф= 0,02) достигнет Меркурия и покроет его при видимости в Южной Америке. Перейдя в созвездие Девы 29 сентября, Луна устремится к Юпитеру, который покроет второй раз за месяц при самой малой фазе, и закончит свой путь по сентябрьскому небу почти в фазе новолуния.

Большие планеты Солнечной системы. Меркурий перемещается попятно по созвездию Девы до 7 сентября, а затем переходит в созвездие Льва. 29 сентября планета покроется Луной при видимости в Южной Америке. В средних (и тем более в северных) широтах Меркурий не виден до середины месяца, а затем выходит на утреннее небо и быстро набирает высоту над горизонтом. В конце сентября его элонгация достигнет 18 градусов. Видимый диаметр быстрой планеты в течение месяца уменьшается от 10 до 7 угловых секунд при увеличивающемся блеске от +1,3m до -0,7m. Фаза изменяется до 0 ко дню соединения с Солнцем 13 сентября, а затем увеличивается до 0,5, т.е. Меркурий представляет из себя серп (практически весь месяц) и только к концу описываемого периода превращается в полудиск. В мае Меркурий прошел по диску Солнца, а следующее прохождение состоится 11 ноября 2019 года.

Венера движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы, а 30 сентября переходит в созвездие Весов, где проведет остаток описываемого периода. Вечерняя Звезда постепенно увеличивает угловое удаление к востоку от Солнца, и к концу месяца элонгация Венеры достигнет 30 градусов. Планета видна на вечернем небе у западного горизонта, а уверено наблюдать ее в средних широтах можно будет во второй половине месяца. Видимый диаметр Венеры составляет 11 - 12, а фаза уменьшается 0,85 при блеске около -4m.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Скорпиона до 2 сентября, переходя затем в созвездие Змееносца до 21 сентября, когда перейдет в созвездие Стрельца. Планета наблюдается в вечернее время над юго-западным горизонтом. Блеск планеты снижается от -0,2m до +0,1m, а видимый диаметр уменьшается от 10,5 до 8,7. Марс постепенно удаляется от Земли, а следующая возможность увидеть планету вблизи противостояния появится только через два года. Детали на поверхности планеты визуально можно наблюдать в инструмент с диаметром объектива от 60 мм, и, кроме этого, фотографическим способом с последующей обработкой на компьютере.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Девы. Газовый гигант не виден, а появится на фоне утренней зари в начале октября. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 30,8 до 30,5 при блеске около -1,7m. Диск планеты в периоды видимости различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника видны уже в бинокль, а в телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников - в данном КН.

Сатурн перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца. Наблюдать окольцованную планету можно в вечернее и ночное время над южным горизонтом. Блеск планеты составляет +0,4m при видимом диаметре, имеющим значение около 16. В небольшой телескоп можно наблюдать кольцо и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 40х16 при наклоне к наблюдателю 26 градусов.

Уран (5,9m, 3,4) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды дзета Psc с блеском 5,2m). Планета видна на ночном небе, а продолжительность видимости к концу месяца достигнет 10 часов. Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80 мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. Невооруженным глазом планету можно увидеть в периоды новолуний на темном чистом небе, и такая возможность представится в начале и в конце месяца (близ новолуния). Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,9m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m). Планета видна на ночном небе, а к концу описываемого периода продолжительность видимости ее превысит 10 часов. Для поисков планеты понадобится бинокль и звездные карты Астрономическом календаре на 2016 год, а диск различим в телескоп от 100 мм в диаметре с увеличением более 100 крат (при прозрачном небе). Фотографическим путем Нептун можно запечатлеть самым простым фотоаппаратом (даже неподвижным) с выдержкой снимка около 10 секунд. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет, видимых в сентябре с территории нашей страны, расчетный блеск около 12m и ярче будут иметь, по крайней мере, две кометы: P/Tempel (9P) и PANSTARRS (C/2013 X1). Комета P/Tempel (9P) медленно перемещается по созвездию Весов и Скорпиона. Блеск кометы сохраняется на уровне 12m. Небесная странница PANSTARRS (C/2013 X1)перемещается по созвездию Гидры, имея блеск около 11m. Условия наблюдений этих комет в средних широтах страны далеки от благоприятных. Подробные сведения о других кометах месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/com