Астрономическая неделя с 20 по 26 июня 2016 года Астрономическая неделя с 20 по 26 июня 2016 года
17.06.2016 20:55 | Александр Козловский

На данной неделе наступит летнее солнцестояние (21 июня), а 26 июня произойдет покрытие Луной планеты Нептун при видимости на Европейской части России. 26 июня Луна окажется в нисходящем узле орбиты. Кроме этого, всю неделю имеется высокая вероятность появления серебристых облаков на фоне сумеречного сегмента (в средних широтах).

Солнце. Максимальная высота дневного светила над горизонтом на широте Москвы составляет 57 градусов, а долгота дня на той же широте составляет 17 часов 36 минут. Видимый диаметр Солнца уменьшается до 31,47 минут дуги, а движется оно по созвездию Тельца. Текущие данные о Солнце и вид его поверхности на данное время. В день солнцестояния Солнце, двигаясь по эклиптике, достигнет ее наибольшего склонения и наступает астрономическое лето. На широте Москвы Солнце поднимется над горизонтом на высоту, указанную выше, а на широте С.-Петербурга - 53 градуса. На других широтах максимальную высоту Солнца над горизонтом можно вычислить по формуле: высота Солнца = 90 - широта пункта + 23,5. Во время летнего солнцестояния в северном полушарии Земли Солнце дольше всего остается над горизонтом. Долгота дня на широте Москвы, как указано, достигает 17 часов 36 минут (на широте С.-Петербурга - 18 часов 50 минут). Но этот факт не благоприятствует ночным наблюдениям, потому что астрономические (навигационные) сумерки не кончаются и фон неба остается светлым даже при наибольшем погружении Солнца под горизонт. На широте С._Петербурга идут белые ночи, а выше полярного круга день не заканчивается. В день летнего солнцестояния Солнце пересекает шестичасовой небесный меридиан и отправляется вниз по эклиптике к точке осеннего равноденствия на небесном экваторе.

Луна. Естественный спутник Земли вступает в фазу полнолуния 20 июня (практически в день летнего солнцестояния!). Луна в своем движении по небесной сфере посетит созвездия Змееносца, Стрельца, Козерога и Водолея, обладая ночной и утренней видимостью, изменяя фазу от 1,0 до 0,6. Начало недели Луна проведет в созвездии Змееносца. 20 июня ночное светило перейдет в созвездие Стрельца, где примет фазу полнолуния, наблюдаясь всю короткую ночь, за исключением северных широт страны. В созвездии Стрельца полная Луна проведет два с половиной дня, перейдя 22 июня в созвездие Козерога (Ф= 0,94). Набирая высоту, ночное светило пересечет созвездие Козерога, и 24 июня при фазе 0,8 достигнет созвездия Водолея. Здесь Луна при фазе 0,7 покроет в очередной раз Нептун (26 июня) при видимости на территории нашей страны. Фаза Луны на текущий момент. Фазы Луны на будущее.

Из планет Солнечной системы: Меркурий легче всего найти в южных широтах страны, Венера не видна, Марс и Сатурн наблюдаются всю ночь, Юпитер виден в вечернее время, а Уран и Нептун можно найти на утреннем небе.

Из комет хвостатая странница 252P/LINEAR с блеском слабее 11m движется по созвездию Змееносца. Комета PANSTARRS (C/2013 X1) перемещается по созвездию Стрельца и Телескопа при блеске около 7m. Карты путей комет и астероидов имеются в КН на июнь и Астрономическом календаре на 2016 год. Подробные сведения о кометах недели и месяца (с картами и прогнозами блеска) имеются на http://aerith.net/comet/weekly/current.html , а результаты наблюдений - на http://cometbase.net/ .

Среди астероидов самый высокий блеск (8,2m) имеет Веста, перемещающаяся по созвездию Тельца, но она не видна, а станет доступной для наблюдений на утреннем небе лишь в июле. Из других астероидов (блеск слабее 9m) наиболее доступны для наблюдений Ирида в созвездии Скорпиона и Флора в созвездии Змееносца.

Из относительно ярких (до 9,0m фотографического блеска) долгопериодических переменных звезд (по данным AAVSO), наблюдаемых с территории нашей страны, максимума блеска достигнут: Z CET (8,9m) 21 июня, V CVN (6,8m) 21 июня, R TAU (8,6m) 23 июня, R LEO (5,8m) 25 июня, R ARI (8,2m) 26 июня.

Некоторые пары светил, попадающие в поле зрения бинокля (телескопа) на данной неделе: Луна - Нептун, Марс - бета Скорпиона, Юпитер - хи Льва, Уран - мю Рыб, Нептун - лямбда Водолея, комета 252P/LINEAR - лямбда Змееносца.

Обзор туманных небесных объектов месяца - в журнале Небосвод за июнь 2009 года. Видеокалендарь на месяц http://www.youtube.com/user/AstroSmit и http://www.youtube.com/c/AstroMich .

Меркурий. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Тельца. Меркурий находится на утреннем небе (справа от Солнца), но наблюдать его в средних широтах и северных широтах не представляется возможным (не смотря на достаточную элонгацию не менее 12 градусов). Но даже в южных широтах страны планету лучше искать в бинокль (на фоне утренней зари). Положение планеты во время всех элонгаций 2016 года можно просмотреть в Астрономическом календаре на 2016 год . Видимый диаметр Меркурия уменьшается от 6,0 до 5,5 угловых секунд при максимальном блеске, достигающим -1,1m, а фаза увеличивается от 0,70 до 0,87. В телескоп планета видна в виде овала, замываемого атмосферными потоками. Расстояние от Земли изменяется от 1,10 до 1,23 а.е. Космические исследования - Мессенджер.

Венера. Планета движется в одном направлении с Солнцем по созвездию Близнецов. Угловое расстояние к западу от Солнца увеличивается после соединения всего до 5,5 градусов, поэтому наблюдения Венеры невозможны. Видимый диаметр планеты имеет значение около 10 угловых секунд. Блеск сохраняется на уровне -3,8m при фазе около 1. Расстояние между Землей и Венерой придерживается значения 1,72 а.е.. Космические исследования - Венера-Экспресс.

Марс. Загадочная планета перемещается попятно по созвездию Весов. Найти Марс можно над южным горизонтом в ночное время в виде яркой оранжевой (красноватой) звезды. Детали на поверхности планеты можно наблюдать уже в небольшой телескоп. Блеск планеты уменьшается до -1,4m, а видимый диаметр - от 17,6 до 16,8 секунд дуги. Расстояние между Марсом и Землей увеличивается от 0,535 до 0,557 а.е.. Не смотря на низкое положение планеты над горизонтом в средних широтах страны, условия для наблюдений загадочной планеты достаточно благоприятны. Космические исследования - MSL Curiosity.

Юпитер. Газовый гигант движется в одном направлении с Солнцем, перемещаясь по созвездию Льва. Юпитер виден по вечерам в виде яркой желтой звезды у западного горизонта. Угловой диаметр газового гиганта уменьшается до 34,6 секунд дуги при блеске -1,8m и расстоянии от Земли 5,59 - 5,69 а.е.. В небольшой телескоп можно разглядеть полосы на диске планеты (параллельно экватору) и другие детали, а также явления в системе спутников Юпитера. В любительские телескопы средней силы можно будет наблюдать прохождение теней спутников по поверхности самой большой планеты Солнечной системы. Конфигурации четырех больших спутников Юпитера (цветная карта + таблица явлений) имеются в КН на июнь. Космические исследования - Галилео.

Сатурн. Окольцованная планета перемещается попятно по созвездию Змееносца (севернее Антареса). Найти Сатурн можно в ночное время близ Марса. Блеск Сатурна имеет значение 0,1m, а угловой диаметр - около 18,3 секунд дуги. В телескоп видно кольцо (достигающее в длину более 40 угловых секунд при наклоне к наблюдателю под углом 26 градусов), а из спутников наиболее доступен Титан (8,0m). Расстояние от Земли до Сатурна увеличивается до 9,10 а.е.. Космические исследования - Кассини.

Уран. Планета (m= +5,9, d= 3,4 угл. сек.) движется в одном направлении с Солнцем в созвездии Рыб (у границ с созвездием Кита и Овна) близ звезды мю Psc (4,8m). Уран можно найти на утреннем небе, воспользовавшись биноклем и звездной картой. Для рассмотрения диска планеты понадобится телескоп с увеличением от 80 крат (при идеальных условиях) и выше. Период видимости невооруженным глазом наступит лишь осенью на прозрачном темном небе. Расстояние между Землей и Ураном уменьшается до 20,26 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Нептун. Планета (m= +8,0, d= 2,3 угл. сек.) перемещается попятно по созвездию Водолея близ звезды лямбда Aqr (3,7m), в полградуса от нее. Нептун наблюдается на утреннем небе. Диск планеты различим в инструмент с увеличением от 100 крат (при идеальных условиях) и выше. Положение самых далеких планет на небесной сфере можно просмотреть на звездных картах в Астрономическом календаре на 2016 год. Расстояние между Землей и Нептуном уменьшается до 29,53 а.е.. Космические исследования - Вояджер-2.

Плутон. Карликовая планета или плутоид (+14,5m) находится в созвездии Стрельца (близ трио звезд пи, омикрон и кси Sgr) на расстоянии 32,12 а.е. от Земли к концу недели. Для визуальных наблюдений Плутона (в периоды наилучшей видимости) необходим телескоп с диаметром объектива от 250 мм и прозрачное небо. Космические исследования - Новые Горизонты .

Обзорные статьи о планетах и малых телах Солнечной системы - Небосвод 12 за 2008 год и 1 - 8 за 2009 год.

Дополнительно http://galspace.spb.ru (все о планетах) и http://astro.websib.ru (разнообразная справочная астроинформация)

Эфемериды некоторых астероидов недели на 0 часов всемирного времени (данные GUIDE 8.0)

Дата     a(2000.0)     d(2000.0)     r      delta   m   elon.   V     PA  сon.
Церера (1)
21 Jun 2016   1h39m14.95s  N 0 06.978'  2.944   3.185  9.2  67.1  43.69  74.4 Cet
25 Jun 2016   1h43m38.47s  N 0 25.138'  2.942   3.135  9.2  69.8  42.34  75.0 Cet
Паллада (2)
Веста (4)
21 Jun 2016   4h56m37.03s  N19 40.192'  2.570   3.538  8.4  15.0  64.74  81.9 Tau
25 Jun 2016   5h03m50.24s  N19 54.142'  2.571   3.525  8.4  17.1  64.52  82.6 Tau
Ирида (7)
21 Jun 2016  16h04m45.81s  S21 50.022'  2.840   1.893  9.8 153.6  30.14 289.2 Sco
25 Jun 2016  16h01m44.24s  S21 34.522'  2.835   1.915  9.9 149.0  27.21 290.3 Sco
Флора (8)
21 Jun 2016  17h10m35.14s  S18 13.065'  2.406   1.404  9.5 167.5  40.03 264.9 Oph
25 Jun 2016  17h06m17.92s  S18 18.897'  2.400   1.410  9.6 163.0  38.28 264.1 Oph

a  прямое восхождение для эпохи 2016.0,  d - склонение для эпохи 2016.0,
r -  расстояние от Солнца (а.е.),  delta -  расстояние от Земли (а.е.),
m -  звездная величина, elon. - элонгация, V -  угловая скорость (секунд в час),
РА -  позиционный угол направления движения небесного тела, сon. -  созвездие

Избранные астрономические явления недели.

Время для явлений приводится московское =UT+3часа (всемирное время UT указывается отдельно). На сайте Сергея Гурьянова можно пользоваться веб-версией АК на 2016 год с общим обзором звездного неба и явлений июня месяца. Сведения от других явлениях имеются в КН на июнь, Астрономическом календаре на 2016 год, Астрономических явлениях до 2050 года, Кратком Астрономическом календаре на 2016 - 2050 годы, календаре Сalsky и в Альманахе .

20 июня, 14 часов 04 минуты - Полнолуние.

21 июня, 01 час 34 минуты (UT) - Летнее солнцестояние.

22 июня, утро - Долгопериодическая переменная звезда V Гончих Псов близ максимума блеска (6m).

23 июня и всю неделю, утренние и вечерние сумерки - Возможность появления серебристых облаков в средней полосе России.

24 июня, вечер - Долгопериодическая переменная звезда R Льва близ максимума блеска (5m).

26 июня, 02 часа 30 минут - Покрытие Луной (Ф= 0,7) планеты Нептун при видимости на Европейской части России.

Дополнительно о явлениях и наблюдениях - на Астрофоруме, Старлаб, Метеовеб, Астрокот и ДваСтрельца.

Вид звездного неба в течение недели в средних широтах (масштаб вида планет в телескоп соблюден, север вверху):

Вид юго-западной и западной части полуночного неба 23 июня в городах на широте Москвы. Вa href=/aspan style='font-size:8.0pt'a href=о врезке показан вид Юпитера, Марса и Сатурна в телескоп.

Вид восточной и юго-восточной части неба за час до восхода Солнца 23 июнspan style='mso-bidi-font-weight:bold'http://www.astronet.ru/db/msg/116602325 июня, ночь - Комета 252P/LINEAR сближается до градуса со звездой лямбда Змееносца.я в городах на широте Москвы.

Вид юго-западной и западной части неба через час после захода Солнца 23 июня в городах на широте Москвы.

Астрономическая неделя в формате Word (версия для печати)

Астрономическая неделя в формате pdf (версия для печати)

Источники: Календарь Наблюдателя N06 АстроКА; StarryNightBackyard 3.1 (описательная часть и вид неба), http://saros70.narod.ru/ (календарь), GUIDE 8.0 (положение астероидов и комет), http://aerith.net/comet/weekly/current.html (оперативные сведения о кометах), http://www.imo.net (метеоры), AAVSO (переменные звезды), http://www.astronet.ru/db/msg/1280744 (астрономические явления до 2050 года), http://www.calsky.com/ (он-лайн календарь), http://www.minorplanetcenter.net/ (каталог астероидов и комет, а также оперативная информация о новых небесных телах), http://asteroidoccultation.com/IndexAll.htm (покрытия звезд астероидами).

/o:p/spanАстрономическая неделя в формате Word (версия для печати)sky_230616_22h16m_Moscow.PNG/a