Календарь наблюдателя на октябрь 2014 года Календарь наблюдателя на октябрь 2014 года
20.10.2014 12:10 | Александр Козловский

Календарь наблюдателя на октябрь 2014 года + карты путей комет и астероидов и покрытий - очередной выпуск ежемесячного периодического издания для любителей астрономии. В нем приводится информация о планетах, кометах, астероидах, переменных звездах и астрономических явлениях месяца. Подробно описываются явления в системе четырех больших спутников Юпитера. Имеются карты для поисков комет и астероидов. Чтобы всегда иметь при себе сведения о небесных телах и основных явлениях месяца, скачайте архивный файл КН и распечатайте его на принтере, либо просматривайте на вашем мобильном устройстве.

Обзорное путешествие по звездному небу октября можно совершить вместе с журналом Небосвод за ноябрь 2008 года ( http://astronet.ru/db/msg/1236026 ).

Сведения о других астрономических явлениях года в Астрономическом календаре на 2014 год

ОБЗОР МЕСЯЦА

Избранные астрономические события месяца:

время московское = UT + 4 часа

3 октября - окончание видимости Венеры,
4 октября - Меркурий в стоянии с переходом к попятному движению,
8 октября - Уран в противостоянии с Солнцем,
8 октября - полное лунное затмение, видимое в восточной половине России,
8 октября - покрытие Урана Луной в затмении,
9 октября - максимум действия метеорного потока Дракониды,
16 октября - покрытие на 2 секунды звезды HIP 30570 (6,0m) из созвездия Близнецов
астероидом (28289) 1999 CT50 при видимости, в том числе, в Приморье,
17 октября - Меркурий в нижнем соединении с Солнцем (минимальное расстояние от Земли),
18 октября - Меркурий проходит в 2,4 гр. южнее планеты Венера,
19 октября - начало утренней видимости Меркурия,
21 октября - максимум действия метеорного потока Ориониды,
22 октября - покрытие Луной (Ф= 0,01) планеты Меркурий при видимости в Австралии,
22 октября - покрытие на 1 секунду звезды HIP 42472 (6,7m) из созвездия Рака астероидом
(3674) Erbisbuhl при видимости, в том числе, в Европейской части России (наиболее
благоприятное покрытие 2014 года),
23 октября - покрытие Луной (Ф= 0,0) планеты Венера при видимости в Южной Америке,
23 - 24 октября - частное солнечное затмение, видимое на востоке России,
25 октября - Венера в верхнем соединении с Солнцем,
25 октября - покрытие Луной (Ф= 0,03) планеты Сатурн при видимости в Европе и Северной
Америке,
25 октября - Меркурий в стоянии с переходом к прямому движению.

Солнце движется по созвездию Девы до конца месяца, а наблюдать его поверхность можно в любой телескоп. Особенно интересно наблюдать Солнце на восходе или заходе. Относительно теплая погода октября создает комфортные условия для проведения у телескопа всей ночи, длящейся более полусуток. Долгота дня за месяц уменьшается с 11 часов 34 минут до 09 часов 17 минут. Эти данные справедливы для широты Москвы, где полуденная высота Солнца уменьшится за месяц от 30 до 19 градусов. Октябрь - один из благоприятных месяцев для наблюдений дневного светила. Но нужно помнить, что визуальные наблюдения Солнца в телескоп или другие оптические приборы нужно обязательно (!!) проводить с применением солнечного фильтра (рекомендации по наблюдению Солнца можно найти в журнале Небосвод на http://astronet.ru/db/msg/1222232).

Луна начнет движение по осеннему небу в созвездии Стрельца при фазе 0,4. К концу первого дня месяца ночное светило примет фазу первой четверти и продолжит путешествие по Стрельцу до 3 октября, когда перейдет в созвездие Козерога уже при фазе около 0,7. В этот период наблюдать лунный полудиск можно будет невысоко над горизонтом на вечернем небе (кроме самых северных широт). В созвездии Козерога лунный овал останется до 5 октября, а затем перейдет в созвездие Водолея сблизившись с Нептуном. Почти полная Луна поднимается с каждым днем все выше и все ярче освещает ночное небо. Ее видимость продолжается всю ночь. Перейдя в созвездие Рыб 6 октября, яркий лунный диск устремится к Урану, который покроет при полном лукном затмении 8 октября. Редчайшее явление! Затмение и покрытие будет видно в восточной половине России. Отметив таким образом полнолуние, Луна достигнет созвездия Овна 9 октября при фазе 0,97 и пробудет здесь полтора дня. 11 октября лунный диск пересечет границу с созвездием Тельца при фазе 0,9 и начнет движение к Гиадам, которых достигнет 12 октября, пройдя менее чем в градусе севернее Альдебарана при фазе немногим более 0,8. Традиционно зайдя в созвездие Ориона 14 октября при фазе 0,66, лунный овал, перейдет в созвездие Близнецов, и будет красоваться ночью и утром высоко в южной части неба. В этом созвездии Луна примет фазу последней четверти, а в созвездие Рака перейдет уже 16 октября при фазе 0,45. Достигнув границы созвездия Льва 18 октября, лунный серп с фазой 0,3 пройдет южнее Юпитера, а затем совершит ежемесячное путешествие по Секстанту. В это время стареющий месяц будет наблюдаться на утреннем небе, придавая ему особую зрелищность.20 октября тающий серп при фазе около 0,1 вновь пройдется по Льву, а 21 пересечет границу созвездия Девы, где сблизится с Меркурием 22 октября. На следующий день наступит новолуние и произойдет второе в этом году солнечное затмение. Это будет частное затмение с видимостью на Востоке России и в Северной Америке. Выйдя на вечернее небо,тонкий серп посетит созвездия Весов и Скорпиона, но видно его будет лишь в самых южных районах страны. На вечернем небе средней полосы Луна появится 26 октября близ границы созвездий Скорпиона и Змееносца при фазе 0,1. 28 октября растущий серп при фазе 0.2 вторично посетит созвездие Стрельца, где пробудет около трех дней. 30 октября лунный полудиск перейдет в созвездие Козерога, где примет фазу первой четверти и закончит свой путь по октябрьскому небу при фазе 0,56.

Из больших планет Солнечной системы в октябре будут наблюдаться все.

Меркурий весь месяц перемещается по созвездию Девы близ самоя яркой звезды созвездия - Спики. До 4 октября (день запуска первого ИСЗ) планета движется в одном направлении с Солнцем, а затем меняет движение на попятное и продолжает пятиться до 25 октября, когда вновь устремится вслед за Солнцем. В первую половину месяца Меркурий не виден, хотя увеличивает видимый диаметр при уменьшающейся серповидной фазе. 17 октября он достигнет нижнего соединения с Солнцем и перейдет на утреннее небо. Через несколько дней начнется благоприятный для всех широт страны период его утренний видимости. Первые, кто найдет планету в лучах восходящего Солнца, увидят в телескоп серп с видимыми размерами около 10 угловых секунд. К концу месяца Меркурий можно будет наблюдать на фоне утренней зари уже более часа. В телескоп в это время будет виден полудиск с фазой 0,5, блеском -0,4m и видимым диаметром 7,0..

Венера весь месяц имеет прямое движение, перемещаясь по созвездию Девы, 30 октября переходя в созвездие Весов. Наблюдать ближайшую к Земле планету можно в начале месяца на фоне утренней зари (лучше всего - на юге страны). Элонгация планеты к 25 октября уменьшится до 1 градуса, и Утренняя Звезда вступит в верхнее соединение с Солнцем, переходя на вечернее небо и меняя статус на Вечернюю Звезду. Однако увидеть ее вечернем небе станет возможным лишь в ноябре. Видимый диаметр планеты придерживается значения 9,8 при фазе около 1,0 и блеске -3,9m. В телескоп в начале месяца виден небольшой белый диск.

Марс перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Змееносца, 21 октября переходя в созвездие Стрельца. Планета наблюдается вечерами с продолжительностью видимости около 1 часа. Блеск планеты за месяц уменьшается от +0,7m до +0,9m, а видимый диаметр - от 6,1 до 5,5. Такие размеры уже не позволяют вести эффективные визуальные наблюдения поверхности планеты, т.к. детали на ее поверхности практически неразличимы.

Юпитер перемещается в одном направлении с Солнцем по созвездию Рака, 14 октября переходя в созвездие Льва и к концу месяца сближаясь с Регуло (альфа Льва) до 10 градусов. Газовый гигант наблюдается вторую половину ночи (в восточной и южной части неба), увеличивая продолжительность видимости за месяц от 4,5 до 7,5 часов. Видимый диаметр самой большой планеты Солнечной системы увеличивается от 33,6 до 36,4 при блеске -2,0m. Диск планеты различим даже в бинокль, а в небольшой телескоп на поверхности хорошо видны полосы и другие детали. Четыре больших спутника также видны уже в бинокль, а в телескоп можно наблюдать тени от спутников на диске планеты. Сведения о конфигурациях спутников - в данном КН.

Сатурн весь месяц находится в созвездии Весов (в середине созвездия), перемещаясь в одном направлении с Солнцем. Наблюдать Сатурн можно по вечерам при продолжительности видимости менее часа, а во второй половине месяца видимость его заканчивается до начала утренней видимости в ноябре. 25 октября планета покроется Луной с видимостью в Европе. Блеск Сатурна составляет +0,6m при видимом диаметре около 15,5. В небольшой телескоп можно наблюдать детали поверхности, кольцо и спутник Титан. Видимые размеры кольца планеты составляют в среднем 35,0х13,3.

Уран (5,7m, 3,6.) перемещается попятно по созвездию Рыб (близ звезды эпсилон Psc с блеском 4,2m).9 октября планета вступит в противостояние с Солнцем и покроется затмившейся Луной (!!) при видимости восточной части России. Планета наблюдается всю ночь (более полусуток). Уран, вращающийся на боку, легко обнаруживается при помощи бинокля и поисковых карт, а разглядеть диск Урана поможет телескоп от 80мм в диаметре с увеличением более 80 крат и прозрачное небо. При отсутствии засветки планета может быть найдена невооруженным глазом, а лучшие условия для этого будут во второй половине месяца. Спутники Урана имеют блеск слабее 13m.

Нептун (7,8m, 2,3) движется попятно по созвездию Водолея близ звезды сигма Aqr (4,8m). Планета видна большую часть ночи с продолжительностью видимости в средних широтах около 8 часов. Чем южнее будет пункт наблюдения, тем лучше условия наблюдений. Отыскать Нептун можно в бинокль с использованием звездных карт в КН на январь и Астрономическом календаре на 2014 год, а диск становится различим в телескоп от 100мм в диаметре с увеличением более 100 крат при прозрачном небе. Спутники Нептуна имеют блеск слабее 13m.

Из комет в октябре можно будет наблюдать, в зависимости от условий, четыре небесные странницы блеском до 11m. Комета Jacques (C/2014 E2) имеет наиболее благоприятные условия наблюдений для жителей северного полушария Земли. Ее блеск постепенно снижается от 11 до 13m, а путь хвостатой гостьи пролегает по созвездиям Орла. Комета Oukaimeden (C/2013 V5) перемещается на восток по созвездиям Гидры и Весов с блеском от 7 до 9m. Но доступна она только жителям южных широт. PANSTARRS (C/2012 K1) обладает блеском, доступным невооруженному глазу, и смещается к юго-западу по созвездиям Гидры и Кормы. Низкое положение над горизонтом утреннего неба создает определенные трудности по отысканию .небесной странницы. В отличие от PANSTARRS (C/2012 K1), комета Siding Spring (C/2013 A1) поднимается к северу по созвездиям Скорпиона и Змееносца при блеске около 8m. Оперативно о кометах на http://aerith.net/comet/weekly/current.html и http://cometbase.net/

Среди астероидов самой яркой в октябре будет Веста (7,8m). Она движется по созвездию Весов, Скорпиона и Змееносца и наблюдается в вечернее время. Еще один астероид, сравнимый по блеску с Вестой - Геба. Путь этого небесного тела пролегает по созвездию Эридана, а блеск астероида увеличивается за месяц от 8,6m до 8,1m. Карты путей астероидов даны в приложении к КН.

Из относительно ярких (до 9m фот.) долгопериодических переменных звезд (наблюдаемых с территории России и СНГ) максимума блеска в этом месяце по данным AAVSO достигнут: R CAM 8,3m (2 октября), U CET 7,5m (2 октября) RS UMA 9,0m (2 октября), RT CYG 7,3m (3 октября), Z SGR 8,6m (5 октября), R VUL 8,1m (6 октября), R VIR 6,9m (7 октября), SS OPH 8,7m (12 октября), R LEO 5,8m (17 октября), S UMI 8,4m (18 октября), U BOO 9,0 (18 октября), S MIC 9,0m (18 октября), T HYA 7,8m (19 октября), Z OPH 8,1m (20 октября), Z AQL 9m (21 октября), X MON 7,4m (23 октября), V CAS 7,9m (27 октября), S LMI 8,6m (31 октября).

Среди основных метеорных потоков максимума 8 октября в 23 часа 30 минут UT достигнут Дракониды. Часовое число этого потока около 15 метеоров. 10 октября наступит максимум Южных Тауорид из созвездия Тельца (часовое число - 5), 11 октября - дельта-Ауригиды из созвездия Возничего (часовое число - 2), 18 октября - эпсилон-Геминиды из созвездия Близнецов (часовое число 3), 21 октября около полудня по всемирному времени - Ориониды (часовое число - 20) и 24 октября - Лео-Минориды из созвездия Малого Льва (часовое число 2). Кроме этого, активны Северные Тауриды, максимум которых - в ноябре. Близкое полнолуние не позволит провести эффективные наблюдения Драконид, зато Ориониды будут наблюдаться при близком новолунии и это весьма благоприятствует изучению потока.

Оперативные сведения о небесных телах и явлениях имеются, например, на http://vk.com/astro.nomy и на форуме Старлаб http://www.starlab.ru/forumdisplay.php?f=58 .

Календарь наблюдателя на октябрь 2014 года