На первую страницу << 5.2. Звездное время | Оглавление | 5.4. Атомное время >>

5.3. Эфемеридное время

Попытка астрономов использовать всемирное и звездное время в качестве равномерных шкал оказалась неудачной. В качестве новой более точной шкалы времени было предложено использовать шкалу, определяемую периодическом движением тел в Солнечной системе. В ньютоновской физике время считается абсолютным аргументом в выражениях, которые определяют эфемериды планет, Солнца и Луны. Если теорию движения планет, Солнца и Луны считать безупречной, то на основе наблюдений можно построить строго равномерную (в ньютоновском приближении) шкалу времени. Такая шкала называется эфемеридным временем (ET). Эфемеридное время было независимой переменной в теории орбитального движения Земли, Луны и планет. Время ET было определено в 1952 г. МАС и использовалось до 1984 г. В более широком смысле эфемеридное время как аргумент динамической теории является динамическим временем. О современных шкалах динамического времени будет говориться ниже.

В основу шкалы эфемеридного времени были положены вычисления координат планет и Солнца, выполненные С.Ньюкомбом (1835-1909). Если время в выражениях геоцентрических эфемерид считать всемирным, то между наблюдаемыми и эфемеридными координатами планет, Солнца, Луны возникают расхождения. Такие расхождения были интерпретированы как неравномерность шкалы UT по отношению к шкале ET. Накапливающаяся разность объясняется главным образом вековым замедлением вращения Земли.

Введение эфемеридного времени привело в замене определения единицы времени. Прежнее определение секунды как части средних солнечных суток в 1960 году было заменено определением: секунда есть часть тропического года для эпохи 1900.0, и секунда названа эфемеридной. Секунда ET более постоянна по величине, чем секунда, определяемая средними солнечными сутками, но ее гораздо труднее измерить и реализовать с помощью часов. Поэтому в 1967 г. шкала эфемеридного времени была заменена более стабильной и более легко реализуемой шкалой атомного времени.

<< 5.2. Звездное время | Оглавление | 5.4. Атомное время >>