Движение Солнца (в пространстве)

(направление и скорость движения) зависит от того, в какой системе отсчёта оно рассматривается. Чаще всего Д. С. приводится в системах отсчёта, связанных с ближайшими звёздами, с межзвёздным газом, с центром Галактики, с Местной группой галактик, с удалёнными галактиками и скоплениями галактик и с реликтовым излучением.

Система отсчёта, связанная с ближайшими к Солнцу звёздами (обычно рассматриваются звёзды, удалённые не более чем на 100 пк), наз. местным стандартом покоя. Измерения лучевых скоростей и собственных движений близких звёзд показывают, что Солнце движется относительно местного стандарта покоя со скоростью 19,4 км/с в направлении точки на небесной сфере с координатами $\alpha\approx 270^\circ, \;\delta\approx +30^\circ$ (эта точка наз. апексом).

Д. С. относительно межзвёздного газа приводит к тому, что нейтральные атомы межзвёздного водорода и гелия проникают внутрь Солнечной системы (см. Межзвездный ветер). Исследование распределения этих атомов в непосредств. окрестности Солнца показало, что относительно межзвёздного газа Солнце движется со скоростью $v\approx$22-25 км/с в направлении $\alpha\approx 258^\circ, \;\delta\approx -17^\circ$.
Скорости движения Солнца (S):
$v_1\approx$25 км/с - относительно межзвёздного газа;
$v_2\approx$19,4 км/с - относительно звёзд, видимых
невооружённым глазом;
$v_0\approx$230 км/с - относительно галактического центра (Г. ц.).
На рис. скорость v0 уменьшена в 10 раз но сравнению с v1 и v2.
Все скорости приведены в проекции на галактическую
плоскость.
Вектор v1 отклонён на 12o, а вектор v2 - на 22o
от галактической плоскости (вверх).
Вектор v0 лежит в плоскости Галактики.

Вместе с ближайшими звёздами и межзвездным газом Солнце участвует во вращении вокруг центра Галактики. Вращение происходит по орбите, близкой к круговой. Точнее всего параметры галактич. вращения определяются по измерениям лучевых скоростей шаровых звёздных скоплений и по профилям радиолинии водорода 21 см. Эти методы дают для скорости галактич. вращения вблизи Солнца значение $\approx$220-230 км/с, причём вектор скорости лежит в плоскости Галактики и перпендикулярен направлению на галактич. центр (рис.). Д. С. относительно др. галактик складывается из вращения Солнца вокруг центра Галактики и движения Галактики как целого. Единств. источником информации об этом движении явл. измерение лучевых скоростей внегалактич. объектов. Т.к. Местная группа, в к-рую входят Галактика и неск. десятков её ближайших соседей, явл. динамически связанной системой, то скорость и направление движения Галактики относительно галактик, входящих в Местную группу ($v\approx 115$ км/с, $\alpha\approx 87^\circ, \;\delta\approx 69^\circ$), отличается от скорости и направления движения относительно скоплений галактик. Местная группа галактик движется в направлении скопления галактик в созвездии Девы со скоростью $410\pm55$ км/с.

Реликтовое излучение (см. Микроволновое фоновое излучение) определяет нек-рую выделенную систему отсчёта, общую для всей наблюдаемой части Вселенной. Для наблюдателя, неподвижного относительно этой системы отсчёта, распределение темп-ры реликтового излучения по небу ближе всего к изотропному с $Т\approx$2,7 К. При движении наблюдателя Доплера эффект приводит к тому, что темп-ра излучения имеет максимум в направлении движения и минимум в противоположном направлении. Степень отклонения распределения темп-ры от изотропного зависит от величины скорости. Из анализа наблюдательных данных следует, что Солнце движется относительно реликтового излучения со скоростью $\approx$400 км/с в направлении $\alpha\approx 11,6^\circ, \;\delta\approx -12^\circ$.

(В.Г. Курт)